17. Брюссель: Верхний город

Aug 12, 2016 11:23

Оригинал взят у kolllak в 17. Брюссель: Верхний город



Центр Брюсселя состоит из двух больших исторических районов: Нижнего и Верхнего городов. В Нижнем Новгороде жил простой люд: купцы, ремесленники, беднота, а Верхний принадлежал знати. В этом рассказе я покажу вам несколько кварталов Верхнего города. Здесь находятся Королевский дворец, собор Брюсселя, квартал Европы (Брюссель - столица Европы, не забываем!) и Парламентский квартал, куча музеев и даже целая Гора искусств.



Очередное предупреждение сиречь дисклеймер. Главной целью моей прогулки был Королевский дворец изящных искусств и собор св. Михаила и св. Гудулы. Поэтому я осмотрел только небольшую часть Верхнего города на границе с Нижним, в основном так называемый Королевский квартал. Поэтому тотального отчета по Верхнему городу не обещаю, но думаю представление об этом районе Брюсселя вы получите. Если соберетесь прогуляться по Верхнему городу, то имейте в виду, что он достаточно обширный по площади. За час или даже за два обойти все интересные места тут будет невозможно.

ОК, начну прогулку с небольшой церкви св. Магдалины. Она выделяется на фоне окружающей ее застройки своим кирпичным фасадом и готическим антуражем. Почему выделяется? Потому что "ее тут не стояло". Церковь буквально по кирпичику перенесли сюда с места, где сейчас находится Центральный вокзал. Остальная застройка в том районе была уничтожена. Интерьер церкви весьма скромный (правда, я лично не посетил), поэтому у туристов это не самая популярная достопримечательность. Зато сюда любят приходить сами брюссельцы, которые еще верят в Бога, в тихой и малолюдной церкви св. Магдалины можно спокойно помолиться.




Галерея Бортье - одна из первых галерей в Брюсселе. Внутри сохранен интерьер 19-го века с ажурной металлической крышей. Место может быть интересно библиофилам и картофилам (от слова карты, а не картофель), т.к. сейчас этот большой и исторический магазин полностью отдан под книжные лавки.




Памятник королю Бельгии Альберту I. Король прославился на весь мир во время Первой мировой войны. Бельгия заявила о своем нейтралитете, но это не помешало Германии напасть на страну. Альберт к свой чести не сдался, возглавил армию и смог даже удержать часть территории. Немцы так и не смогли полностью оккупировать Бельгию за всю войну. "Король-воин" (так называла его пресса стран Антанты) увлекался экстремальными видами спорта. В итоге погиб он не поле брани, а во время очередного альпинистского похода, сорвавшись со скалы.




Ну, что, пора сказать пару слов, что мне не понравилось в Брюсселе. Нет, это не мусор и не толпы мигрантов, которых здесь хватает. Увы, этого добра и у нас достаточно, глаз привычный. И, скажем, Неаполь или Марсель дадут в этом плане изрядную фору Брюсселю, но мне же там понравилось. Нет, дело в другом. Когда я еду в Западную Европу, я хочу наслаждаться красивыми зданиями и старинными улочками. А с этим в Брюсселе не все ладно. Большая часть города выглядит примерно так, как на этом снимке. А ведь еще относительно недавно на этом месте были те самые любимые мною узкие улочки, как в Брюгге или Генте. И это еще не самый унылый уголок в историческом центре Брюсселя.

Существует даже специальный термин брюсселизация. Что означает "хаотический подход к реконструкции городов, при которой происходит неконтролируемый массовый снос исторической застройки, замещаемой современными зданиями". Брюссель не так сильно пострадал во время войн 20-го века, массовое уничтожение исторических зданий началось уже в 50-х годах прошлого века руками самих жителей города.

У брюсселизации есть несколько отличительных черт. Во-первых, ситуацию вокруг квартала под снос обычно организовывают так, чтобы жители сами, добровольно покинули свои дома. Заброшенные здания не трогают, они постепенно сами начинают разрушаться, причём процесс может длиться не один год. Во-вторых, всё, что касается возможных проектов, держится в строгой тайне, никто не может точно сказать, что и когда будет построено. Наконец, один из излюбленных способов реконструкции старых построек - так называемый фасадизм, когда исторический фасад здания стараются максимально сохранить, меняя при этом его внутреннее пространство. Нам русским это так знакомо, правда, на счет первого пункта у нас никто не заморачивается.




Вот еще типичный брюссельский вид. А ведь в Брюсселе никаких большевиков отродясь не было, просто бизнес - никакой идеологии, примерно, как у нас сейчас. Нет, я понимаю, что тут вкусовщина и все-такое, вполне допускаю, что кому-то по нраву гигантские черные здания в центре города, но мне нет. В общем, мне для счастью требуется, чтобы сохранился "старый город", а с этим в Брюсселе проблемы. Кстати, это одна из причин, почему я не любитель Парижа. За сто лет до брюсселизации барон Осман проделал подобный фокус со столицей Франции. Бывая в Париже, я сразу стараюсь сбежать куда-нибудь в Марэ от этих однообразных кремовых зданий и прямолинейных скучных улиц, и уж молчу про Монпарнас какой-нибудь.




Но все-таки сильно сгущать краски я не собираюсь. В Брюсселе хватает приятных уголков в моем вкусе (не только шикарная Гранд-Плас), в рассказах о Нижнем городе я это продемонстрирую. Да, и совсем уж согрешу, признаясь, что порой и брюсселизация приносит вполне приятные плоды. Один из таких положительных примеров ниже.

Между Верхним городом с Королевским дворцом, Парламентом и Дворцом Правосудия и Нижним городом - историческим центром Брюсселя с ратушей, жилыми домами и домами ремесленников - расположена гора Искусств, сооружённая в период брюсселизации. Характерными для этого периода стали массивные геометрические формы постмодернизма, выраженные в архитектуре Королевской библиотеки Бельгии и Дворца конгрессов, помимо этого здесь расположено множество музеев, в один из которых я и стремился попасть.




Часы на здании Королевской библиотеки Брюсселя. Такие детали оживляют в целом бездушную архитектуру того периода.







"Массивные геометрические формы постмодернизма" - это несомненно хорошо, но для меня гора Искусств - в первую очередь прекрасная обзорная площадка на Нижний город. Я, признаться, там слегка сплоховал, виды оттуда гораздо круче, чем вышли на моих фотках. Но думаю, представление можно получить. Не поленитесь сюда забраться, даже если не планируете прогулку по Верхнему городу, благо от Гранд-Плас это всего в десяти минутах ходьбы неспешным шагом.







На горе Искусств несмотря на старания брюсселизаторов уцелел небольшой кусочек старого доброго Брюсселя.




Главная достопримечательность - это здание Старая Англия в стиле модерн. По-моему очень крутой образец этого стиля. На самом деле в Брюсселе есть порядком интересных модерновых зданий, но они расположены далековато от центра, тот же музей Орта, например, или особняк Сен-Сир. Вернемся к Старой Англии. Когда-то это был универмаг, а сейчас здание занимает Музей музыкальных инструментов. Я музей пропустил, но судя по описанию вполне интересное и современное место, например, там выдают наушники и можно прослушать звучание каждого инструмента из экспозиции.




Пышное здание занимает учреждение, в моем вольном переводе называемое Двор аудиторов, оно контролирует бюджет Бельгии.




Здание Королевского музея изящных искусств я не удосужился заснять. Хотелось побыстрее попасть внутрь чтобы мой товарищ не успел сбежать.




Королевский музей изящных искусств состоит из четырех частей: Музея старинного искусства, Музея современного искусства, Музея Магритта и Музея Fin-de-Siècle (конца века?). Можно ограничиться одним из них, билеты продают раздельно, но я решил одухотвориться по полной программе и посетил все части. Гулять так гулять.




В главном фойе посетителей встречает картина, изображающая, перефразируя ПВЛ, "откуда есть пошла земля Бельгийская". А история государства Бельгия началась... с оперы. Да, да. Это не байка, а исторический факт. Патриотическая опера "Священная любовь к Родине" так разожгла сердца зрителей, что они вышли из театра на площадь и устроили бунт против Нидерландов, которым принадлежал тогда Брюссель. Момент, когда либералы вышли из театра и присоединились к уже бастующим рабочим и изображен на этом патриотическом полотне. Сверху мужик рядом с брабантским флагом держит список требований к Нидерландам, на переднем плане мужик в обмороке (?) и порванной рубахе символизирует готовность брюссельцев бороться за независимость ценой своей жизни, либералы и рабочие выступают в едином строю.




Первым делом я пошел смотреть на старых мастеров. Тут, конечно, красота.







Главным пунктом в моей культурной программе, конечно, был Брейгель. Точнее Брейгели. Наиболее широко в музее представлено творчество Питера Брейгеля Старшего. Самый огонь - это "Падение мятежных ангелов". Фантасмагория не хуже, чем у Босха (Брейгель был поклонником его творчества).




"Вино на празднике св. Мартина" - самая "новая" картина Брейгеля. Она была обнаружена всего пять лет назад! Точнее картина была известна и раньше, но авторство Брейгеля было установлено только после изучения полотна под рентгеновскими лучами, под ними ученые смогли найти подпись автора. Вообще-то картина принадлежит музею Прадо, в мой приезд в Брюссель совпал с ее выставкой в городе, где жил художник.




Рассматривать персонажей на картинах Брейгеля можно бесконечно.










Я обычно не смотрю полностью все картины в музеях. Так никаких сил не хватит. Так что кроме Брейгеля сосредоточился на Рубенсе. Его произведений также не мало в брюссельском музее. Например, "Успение Девы Марии", какие цвета (даже на моем фото)!




Картины учеников Рубенса, вроде похоже, но немного не то.




А вот так живописно Брюссель выглядел до его брюсселизации.




Первый раз вижу, чтобы в лифте музея (да, и вообще в лифте) были кресла. Удобно!




Музей современного искусства я осматривал уже менее тщательно. Запомнилась эта картина "Искусство или нежность Сфинкса" г-на Кнопфа.




Музей Магритта я скорее пробежал, к тому моменту восприятие совсем притупилось. Но проникнуться успел. Снимать там запрещено, но скажу, что музей этого сюрреалиста весьма крутой и к тому же сделан современно. Заимствую из сети для примера его картину "Тайный игрок".



Художественный музей Брюсселя мне очень понравился, действительно, достойное собрание для такой небольшой страны. Учитывая, что я совершенно бездуховным образом пропустил художественные музеи Гента, Брюгге и Антверпена (правда, там сходил в дом Рубенса), в Брюсселе хотя бы немного компенсировал это упущение, чем остался весьма доволен. Даже мой товарищ, который, мягко говоря, нелюбитель посещения музеев в поездках, остался доволен и признал, что с толком провел эти несколько часов.




Когда мы вышли из музея уже распогодилось, и по-хорошему надо было все-таки прогуляться по Верхнему городу. Но что-то после культуры я ощущал некоторую перегрузку прекрасным, поэтому решил не углубляться в дебри Верхнего города, а вернуться обратно в Нижний, по дороге заглянув в собор Брюсселя.

Но по пути к собору удалось взглянуть на еще несколько достопримечательностей Верхнего города. На фото площадь Руаяль и церковь св. Иакова на холме. В центре площади установлен памятник брабантскому полководцу Готфриду Бульонскому. Такие причудливые для русского слуха имена хорошо запоминаются, так что я сразу вспомнил, что это руководитель первого Крестового похода.




Еще раз взглянул на Нижний город Брюсселя с высоты горы Искусств.




Прошел мимо Королевского дворца Брюсселя.




Дворец Академий на площади Пале.




Вход в Брюссельский парк.




Типичные обитатели Королевского квартала переходят площадь Пале.




Памятник Бильяру - одному из лучших генералов Наполеона. Под Бородино под ним убило двух лошадей, но генерал уцелел, а умер спустя двадцать лет в Брюсселе, куда он был назначен французским послом в только что созданном государстве Бельгия.




Среди всего этого постмодернизма, неоклассицизма и соварха в Верхнем городе можно найти несколько готических храмов. Главный из них - кафедральный собор св. архангела Михаила и св. Гудулы. Собор начали строить в 13-м веке, хотя до этого на его месте уже существовал романский храм.




Материалом для строительства послужил известняк из соседнего Валлонского Брабанта. Этот камень не только исключительно прочен, но и красив: под действием света его светло-бежевая поверхность со временем покрывается сероватой патиной, что придаёт постройкам благородный внешний вид; именно поэтому его охотно использовали при сооружении знаковых зданий. Этот же камень использовали при строительстве городской Ратуши.

В архитектуре собора сочетаются два направления готики - французская и брабантская. К французской относится трёхуровневый западный фасад с тремя порталами, стрельчатым фронтоном и башнями. Считается, что башни строил архитектор, участвовавший также в возведении городской Ратуши. В северной башне размещается большой колокол Спаситель, отлитый в 15 веке, а в южной находятся несколько маленьких колоколов, названных в честь святых, а также карильон. В облике фасада в целом преобладают вертикальные линии, дополнительную высоту ему визуально придают четыре мощных контрфорса, отделяющие порталы друг от друга. В двух крайних контрфорсах находятся узкие башенки с бойницами и винтовыми лестницами. В центре фасада вместо круглого витража-«розы» можно видеть большое стрельчатое окно, характерное для брабантского стиля. Чуть выше - на уровне третьего этажа башен - расположена ажурная галерея, над которой возвышается щипец с множеством пинаклей (сколько новых терминов).




Признаться, я ожидал большего от интерьера собора. Но оказалось, что тут похозяйничали протестанты, которые в частности уничтожили мощи св. Гудулы, покровительницы Брюсселя, а затем атеисты-французы. Почему я в этот раз пропустил краткий рассказ о св. Гудуле? Да, потому что не нашел каких-то интересных сведений в ее житии. Я так понял это была просто хорошая и добропорядочная особа.




Самое интересное и старинное в интерьере - это витражи собора 15-16 вв., которые я толком не заснял.




В первую очередь на себя обращает внимание кафедра в стиле барокко. На верху кафедры композиция Искупление - Дева Мария с Младенцем пронзает копьем голову змея, ох уж это барокко.




В нижней части довольно экспрессивная композиция, изображающая изгнание Адама и Евы из рая.







Все-таки снаружи собор мне понравился больше.







Чтобы вы прониклись Брюсселем лучше, скажу, что вот это здания находится почти сразу за собором.




Завершу свою краткую прогулку по Верхнему городу памятником... контейнеру. Знатоки Брюсселя поймут, что я осмотрел лишь малую часть достопримечательностей Верхнего города, да, я и не претендую в этом рассказе на полный отчет. Но надеюсь первичное представление об этом районы читатели получили, и в вашей поездке осмотрите его многочисленные парки и правительственные кварталы более основательно.




Ссылки на другие мои отчеты по Бельгии:

0. Бельгия, Люксембург и... Португалия
1. Гент: прогулка по южным районам города
2. Гент: самое интересное
3. Гент: район Гравенстен
4. Гент: от Пятничного рынка до Португанды
5. Брюгге: озеро Любви, Бегинаж и церковь Богоматери
6. Брюгге: от Рыночной площади до Яна ван Эйка
7. Брюгге: от святого Эгидия до набережной Роз
8. Брюгге: самый центр
9. Брюссель: Атомиум
10. Брюссель: Гранд-Плас
11. Брюссель: Верхний город

(с) kolllak.livejournal.com

Бельгия, перепост, Брюссель, архитектура

Previous post Next post
Up