Оригинал взят у
avvakoum в
Иконология и ВластьЛюбая власть имеет более или менее выраженный сакральный аспект. Это хорошо известный факт, и поэтому: в частности, в христианстве считается что "всякая власть от Бога". Ну и не только в христианстве. Власть обожествляется.
При этом любая религиозная концепция состоит из двух неравных частей: предалтарной и заалтарной. Говоря проще: она состоит из экзотерической и эзотерической части. Экзотерическая часть (предалтарная, перед алтарем, для паствы) открыта и выступает объектом учения паствы.
Напротив, "эзотерическая" часть - только для жрецов и посвященных. Эта часть сопряжена с "тайнами" и по сути тайной и является.
Так вот. Исходя из вышеизложенного любая Власть имеет эзотерическую, тайную составляющую.
"Тайна" как таковая это нечто, существующее исключительно в общественных отношениях и в применении к общественным отношениям. грубо говоря - эсли все умерли и некому тайну передать, и никто ее не узнает, то это не тайна а хрен знает что, бесполезное.
Следовательно, для хранения тайны необходимы "тайные общества". И, следовательно, такие "тайные социумы" есть непреложный и необходимый атрибут всякой власти и всякого общественного устройства, кроме самого примитивного.
Поэтому, познание природы Власти невозможно без познания, хотя бы по периметру забора, тайных обществ существующих в социуме. Причем обществ как связанных с представителями действующей власти, так и не связанных с ней.
Уф. Преамбула закончена. Так вот, теперь к делу.
Тайное общество на то и тайное, чтобы не оставлять следов, по котрым "профаны" (не приглашенные, не посвященные) могли бы его засечь, вычислить и пресказать его действия. Следовательно, у таких обществ нет ни понятного профанам документооборота, ни заметного движения бабла, ни знаков отличия и пр.
Однако, коммуникация между посвященными необходима. Более того, иногда необходимы "мессиджи" в "норот". Эта коммуникация и мессиджи происходят с помощью так называемых символов. Символ - это суперпупергипертекст. От простого мессиджа символ отличается а) Более насыщенным смыслом, вернее, максимально насыщенным б) Вневременным культурным контекстом. Символ может объединять прошлое, настоящее и будущее.
Символ применительно к произведениям искусства изучает особая научная дисциплина - Иконология.
Смысл Иконологии хорошо пояснил Панофски в своей одноименной книге: Вот вы видите, что джентльмен идущий вам на встречу приподнял шляпу. Вы понимаете, что он приветствует Вас, что он культурный, вежливый и образованный человек. Вы знаете, что он с уважением относится к Вам.
Но если бы Вы не знали, что означает этот жест, и не знали, что такое шляпа - то может быть вы решили бы что у него чешется голова или он хочет достать из шляпы заначенный окурок. (Это я от себя добавил).
Вот как раз понимание всего что со шляпой и джентльменом - и есть иконология.
Изучая иконологию, мы вдруг неожиданно для себя раскрываем смыслы произведений искусств, связанные с тайными обществами и властью. Делая это мы натыкаемся на следы и материальные свидетельства существования обществ, которые никак не засвечены в исторических архивах.
А поскольку современные общества почти всегда базируются и уходят корнями в прошлое, то таким образом нашему оку открывается весьма интересное...
Продолжение ?