Петрус Кристус (1410/1420-1476)
"Портрет монаха картезианца" 1446.
В нижней части картины, на нарисованной нижней планке находится надпись на латыни:
PETRVS XPI ME FECIT Ao 1446
(«Петрус Кристус создал меня в 1446 году»).
У нижней планки изображена муха.
Вместе с нарисованной рамой и другими деталями она является частью приёма, который известен как обманка.
Он применялся художниками для создания оптической иллюзии трёхмерного пространства на двумерной поверхности.
С одной стороны, муха могла символизировать тленность всего живого, а с другой - она могла рассматриваться как талисман против злых сил.
Как и надпись на нижней планке картины, эта виртуозно исполненная деталь также является свидетельством влияния Яна ван Эйка на творчество Кристус..
Ещё один приём, который использовал Кристус - использование «тёплого» красного фона с изображением угла комнаты,
который также служит для усиления эффекта трёхмерности изображения.
По сравнению с однородным тёмным фоном, который, как правило, использовался в аналогичных случаях Яном ван Эйком,
это был новаторский приём, за который Кристуса называли первооткрывателем использования углового пространства во фламандской портретной живописи.