Brambilla, Ferdinando Elegantes Paar im Palazzo Crott
Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего,
к отношениям мужчины и женщины из аристократической среды.
Галантность в переводе с французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность.
«Общество в парке». Работа Ж. Ф. де Труа.
В XVII-XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов.
Однако между средневековой куртуазностью и галантностью придворного франта была существенная разница:
последний был не обязан совершать подвиги во имя Дамы. Рыцарские турниры тоже стали достоянием истории.
Вместе с тем, как и в Средние века, женщина оставалась фактически бесправной, а её благополучие полностью зависело от мужчины.
At the Ball by Gioacchino Pagliei (1852-1896)
Образцом для подражания, разумеется, выступал правитель - король, курфюрст, герцог, непременно уподоблявшийся Богу. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады.
Ряд исследователей видят в этой системе «выродившийся средневековый культ Прекрасной Дамы». Основа галантных отношений - изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий.
Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».
На содержание дворов «галантные» европейские монархи тратили больше средств, чем даже на военные расходы
(и это в условиях частых войн XVII-XVIII веков). Редкое исключение составляли короли Пруссии.
Постепенно термин «галантность» распространился на стиль жизни в целом.
«Галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм были безукоризненны, чьи познания говорили об интересе к наукам и искусствам.
Cesare Augusto Detti (1847-1914)
Следуя этому постулату, дети из аристократической среды получали разностороннее, но поверхностное образование. «Галантный кавалер» и «галантная дама» продумывали каждый свой жест, взгляд, слово до мелочей.
Впоследствии этот стиль жизни послужил основой для дендизма.
Единственный в Европе журнал, посвящённый моде и стилю, назывался «Галантный Меркурий», в живописи возник целый жанр - «галантная сцена», на подмостках ставились «галантные балеты».
Cesare Augusto Detti (1847-1914)
Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике барокко и рококо,
к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе.
Это было связано с естественным желанием человека найти в привлекательных картинах прошлого успокоение от всё ускоряющегося ритма жизни.
А. Бенуа. Прогулка короля. 1906.
Joseph Christian Leyendecker. 1911.