Ещё о самом обычном человеке

Jul 29, 2016 14:41

У кого же я тут, доброго человека, читала, что зависть - это хорошо? В общем, завидую, завидую, радуюсь зависти появляющейся. Сначала она, конечно, мерзкая и слабенькая, маленькая такая, злобненькая, смотрит из своей щели, почти зла желает: "Ишь, вот ведь повезло..." А потом, если вот эту мышь со злобными красными глазками из-под стола проигнорировать, и присмотреться, чему завидую, то это очень хорошо помогает понять свои желания и цели.

На терапии основное, во что въехала, что основной пока мой затык в том, что не знаю, чего хочу. Болтаюсь совершенно определённо как говно в проруби. Даже не в проруби. Хотя нет. В проруби. Хотела было думать, что плыву по течению, так нет - и не плыву ведь никуда. Всё идёт только от нехочу. А значит к неподвижности. Именно в проруби.

Так вот, позавидовав, и сначала было принявшись себя за это стыдить, я вдруг отмахнулась и отдалась саможалению на полную катушку. Что вот, мол, какая я несчастная, люди, вон, то-то и то-то, а я.... Ну и рыдания такие умозрительные. Потом думаю, хорошо-то как. А чему я завидую? Сказала себе. Думаю, о! Значит я этого и хочу! А что мне мешает так же? Я вообще-то много могу. И вот это, чему завидую, тоже могу. У меня много чего есть. Работа есть, возможностей куча, интересов полно, сын, мультивиза на три года. Мужа нет уже у меня. Зато у сына отец есть, тоже ведь великолепно. И замечательный и любящий и живущий ради него (что, конечно, не идеал, но вполне как вариант неплохо).

Но только одной зависти мало. Сначала, до зависти ещё, понравился мне очень тест Эволюции http://evo-lutio.livejournal.com/334370.html?page=2 и там такие установки: Я самый обычный человек. И ещё там было: Обстоятельства достаточно благоприятны. Я рассчитываю только на себя. У меня много других важных дел. Ну и "Я точно знаю, чего я хочу".

Вот сначала мне оччень понравилось про "самый обычный человек" (не просто даже обычный, а самый:)). Не самый ничтожный, не самый великий, не самый несчастный, не самый слабый, не самый умный, не самый красивый, не самый обаятельный и привлекательный, не самый бездарный, не самый тупой, а самый обычный. Не, для меня актуально было, что не самый великий страдалец, что мои страдания не самые страдательные. Нет, они конечно, страдательные, но они вполне такие же, как у других. Я вообще страдания не обесцениваю, я обесцениваю превознесение именно своих страданий над страданиями остальных ("С вами ведь не случалось такого! Вам меня никогда не понять!"). "Всё вокруг одно и то же, Всё вокруг одно и то же, Всё вокруг одно и то же, Не особо у тебя. Всё вокруг одно и то же, Каждый есть творенье Божье Каждый есть подобье Божье, И у каждого на коже След быть должен От гвоздя". Но в этом следе от гвоздя нет никакой гордыни. Это совершенно человеческое, общечеловеческое - сталкиваться с какой-то болью, какими-то страданиями, они от этой своей общечеловечности совершенно не становятся меньше, но они от этого становятся более переносимыми и возникает как раз то самое "Я рассчитываю только на себя". В этой фразе была бы обида и гордыня (а гордыня, это гордынька на самом деле, такая маленькая, обиженная, впрягшаяся в непосильное и страдающая от того, что непосильное не сдвигается, гордыня - причина и перетруждения, напряжения, и лени, отказа от дел (потому как все равно неподъёмные, а что подъёмное - то ерунда и труда не стоит), в общем, было бы в этом "Я рассчитываю только на себя" такая обида: "Получайте, гады, мои страдания", если бы перед этим не было "Я самый обычный человек". Если я самый обычный человек, то я ставлю перед собой самые обычные цели, в достижении которых могу запросто рассчитывать только на себя, потому что по себе же ношу беру. Но чтобы взять ношу по себе, нужно знать, чего ты хочешь и быть уверенной в своей правоте. А это опять таки возможно тогда, когда ты действуешь в своих границах, когда берёшь своё, а не чужое, помнишь, что самый обычный. Причём это "самый обычный" не уничижающе должно звучать.Не смирение такое ложное, которое та же гордыня, без подтекста (ну мы же все понимаем, что никакой я не обычный, а самый что ни на есть необычный! Это так только, чтобы все на фоне моего самоуничижения увидели, какой я на самом деле необыкновенный, чтобы заблистать на этом фоне и всех ослепить своей необыкновенной (нет, самой необыкновенной!) скромностью и впечатляющими свойствами и достижениями.А они ведь, гады, не ослепляются. А смысл тогда рыпаться? И возвращаемся опять в родную прорубь болтаться, неоценённые. Ну или можно ещё унизиться посильнее самому, первому, чтоб тебя никто другой уже больше унизить не мог. Тоже удобно. Не страшно. И можно ничего не делать, отвечая всем: "Что вы хотите от такого ничтожества, как я?". В прорубь разные пути есть.) А из проруби один. Честно признаться в обычности и в самостоятельности и найти, что хочешь, и средства к тому, чтобы этого добиться.

А потом это: "У меня много других важных дел". Позволило оглянуться вокруг и увидеть и правда уйму своих важных и интересных дел. И себя в них найти потихоньку.

Мне самое сложное вылезать из иллюзий о своей необычности. Необычной глупости, недюжинного ума, необычных талантов, необычной бездарности, необыкновенных моих, совершенно непереносимых и совершенно особых несчастий, необычной никем непонятости. Нет, опять-таки! Несчастья и горести и мучения и боль настоящие! И от того, что они становятся не только моими, от того, что понимаю, что их могут испытывать и другие, они не обесцениваются, не становятся слабее или менее значимыми, они становятся более переносимыми. И это очень сильно отличается от "все терпели и ты терпи и не рыпайся". Потому что понимание, что все терпели то же, что и ты, должно вызывать не обесценивание твоего горя и не отрицание его и твоих чувств по этому поводу, а более бережное отношение и к другим, с одной стороны, а с другой, избавлять от чувства одиночества и придавать сил и понимания, что то, что даётся, даётся по силам. Или берётся по силам. Нет сил на это - найди другое, то что сейчас по силам, и возьми. А большего тебя брать не заставляют. И заставить не могут.

Потому что вот это "все терпели не меньше тебя и ты помалкивай и терпи", сказанное грубо, имеет подтекст "никто не должен ничего хотеть и ни к чему хорошему стремиться, поэтому ляг и умри и живи мёртвой, не думая о себе и своих желаниях и потребностях", и это так же плохо, как культивирование своих и чужих страданий, потому что под этим культивированием установка "твои страдания особенные и с ними не справиться, ляг и умри и думай лёжа о своих желаниях и потребностях, и жди, когда кто-то другой спасёт". Удержать равновесие помогает "Я самый обычный человек". Людям свойственно разочаровываться, сталкиваться с крушением иллюзий, страдать и не по своей вине, но в любой ситуации можно оглянуться и найти ресурсы для выползания, если понимаешь, что тебя не бросили на произвол судьбы (потому что вообще-то у тебя есть какие-то средства передвижения, значит двигаться куда-то можно, если понимаешь, какая у тебя есть достижимая цель, чего ты хочешь как самый обычный человек в этой ситуации.

P.S.
Я совсем-совсем обычный,
я обычный человек...
Не! Ну какой же я обычный?!
Я, конечно, необычный,
Совершенно необычный,
Необычайный человек!
Ну совсем ведь не обычный,
Не такой, как остальные,
Я не то что остальные,
Я совсем-совсем другой!
Это все вокруг такие,
Все обычные такие,
Ну а я же необычный!
Я совсем не остальной!
Я не то что вот вот этот!
И не то что тот вон тоже!
И не то что те, другие,
Вон, в автобусе сидят!
Или этот вот, в машине!
Или эти, на трамвае,
И не тот, что на помойку
Ящик с мусором несёт.

Я совсем, совсем другая!
Исключительно другая!
Удивительно другая!
Восхитительно другая!
Мне всеобщее ну вовсе,
Ну никак не подойдёт!

развод, в ритме, гордыня, поживём - увидим, заповеди блаженства, взрослый, терапия, Главная Книга, границы, боль

Previous post Next post
Up