Sep 15, 2015 17:57
"Первые два блаженства как бы негативны - они удерживают прибой властности и деловитости".
Это блаженны нищие духом (против владения и контроля, стремления к земному обогащению) и блаженны кроткие (против суеты, деятельности, хлопот о своём).
Я тут, понимаете, на самом деле про уязвимость. Потому что Христос - самый открыто уязвимый человек. Причём Ему не знаком стыд. Хотя люди сделали так, что Он был отвергнут, унижен, измучен и распят на позорном столбе. Но о стыде речи не идёт совершенно. Находясь телесно в ситуации самого сильного страдания и позора и оставленности, Он победил, показав, что уязвимость, слабость, отверженность, малость - это не проигрыш, не конец, что Бог может быть таким, а ты кто, чтоб считать, что это выше тебя и тебя не должно коснуться, иначе всё пропало? Христианство - религия, позволяющая быть уязвимым. Даже настаивающая на том, что в уязвимости сила и единственная возможность жизни. Об этом заповеди блаженства из Нагорной проповеди. Нищие духом, кроткие, плачущие - ведь это воспевание как раз того, что отвергается в мире жестком и твердом, окостеневшем в своей взрослости, деловитости, владении и контроле. Это про беспомощность ребёнка, про уязвимость, про то, что вызывает смех и презрение и раздражение (не хнычь, не будь тряпкой, как он таким будет жить? О своих интересах тоже надо думать...).
И вот эти заповеди Блаженства, они как бы показывают, очерчивают эту мягкую внутренность, уязвимость, сердцевину, не принимаемую внешним, большим, твёрдым миром, но в которой на самом деле хранится та самая соль, то самое тепло, которое и есть жизнь.
Это тепло уязвимого есть у всех и каждого, независимо от того, какой религии человек придерживается. Это оно позволяет плакать и сочувствовать и чувствовать, как сжимается сердце, и это его защиты заставляют раздражаться и злиться в ответ на беспомощность и корить себя за то, что не всё предусмотрел
И вот я читаю книжку про блаженства, но думаю на самом деле про это тёплое живое и мягкое внутри.
заповеди блаженства