В пятницу уронила свой телефон в туалет. Пока сушился, взяла Мишкин (он предложил) (купила ему летом самый дешёвый в качестве радионяни: ездили отдыхать, и спать я его укладывала в одном доме, а потом шла в гости в соседний домик к друзьям, мне было спокойнее: он знал, что когда проснётся, может позвонить).
В общем, вечером того же дня я разбила его телефон вдребезги. Пока ещё не сказала.
Вообще мой сын от меня очень страдает: я съедаю его еду, ломаю его игрушки, порчу его изобретения, но он мне обычно прощает. Про телефон ещё не сказала, хотя вот он сегодня хотел бабушке своей позвонить, но я тему замяла, и он забыл.
Вот думаю, как теперь правду говорить ребёнку. Страшно. Мой-то высох, и из следов остались только сияющие точки на экране.
Смотрели сегодня кунг-фу панду. Я первый раз смотрела. Шикарный мульт. Оччень педагогический. Про веру в ученика, про правильную мотивацию, про здесь и сейчас и неоправданные возложенные на ребёнка ожидания. И про контроль, да.
Но больше всего мне там понравилась история с его обучением. Этот панда был очень неуклюжим, пока дело не касалось еды. С едой он мог превосходить себя и быть мастером: чтобы стырить печеньки друга, мог подняться по отвесной стене на высоту трёх метров. Его учитель, сначала разочаровавшийся в нём, потом использовал его умения в этой области и постепенно отточил приёмы с помощью еды, потом панда стал заменять еду фантазированием, а потом смог и без еды делать все эти трюки. Я это к чему? Это всё очень укладывается в мои представления об обучении. Это к вопросу о применении правил на практике. Панду усыновил гусь - хозяин лавки, в которой он готовил лапшу. И вот эта область, связанная с едой, была сильной его частью, потому что была подкреплена привязанностью к родителю, а кунг-фу, хоть и было привлекательным, но было чужим и неосвоенным и уверенности в этой области брать было неоткуда, потому что ресурс на внутреннюю целостность проглатывала, как чёрная дыра, тайна усыновления. В общем, на незнакомую территорию страшно было идти.
И его учитель отточил все приёмы на территории, знакомой и безопасной для панды, он нашёл то, от чего панда получал удовольствие, и связал это удовольствие с кунг-фу. Произошла интериоризация навыка. То есть даже сначала осознание, выведение навыка на уровень осознанности, наружу, а потом присвоение себе его заново в новом контексте и с новыми аспектами на более глубоком и контролируемом уровне.
Там ещё образ учителя, больного изначально контролем, который винил себя, что вырастил до этого злого воина. И вот там такое, что, типа, из персика ничего другое не вырастишь, хотя, оказывается, ожидания учителя от ученика тоже не самым плодотворным образом повлияли на формирование его личности: хотел вырастить воина и не смотрел на нравственные качества, потому что воин получался сильным и становился доказательством абсолютности его контроля, но как любят устраивать дети, результат ударил в самое больное место.
Потом мне понравился совет черепахи быть здесь и сейчас, после которого мастеру удаётся заметить способности своего ученика, когда тот ворует еду на кухне. Вот это мне понравилось. Видеть детей не только в рамках урока, а искать их сильные стороны, укреплять, укреплять, дополнять, отрабатывать в комфортном месте, и только потом, когда уверенность появится, переселять в нужное место и учить применять в других условиях. Это как в безопасной игре дети отыгрывают жизненные реакции.
В общем, обе части мне понравились. Вторая про то, что если ты держишь в себе тайну, скелет в шкафу, обиду, то она отнимает у тебя силы. Вообще мультфильм про тайну усыновления (хотя панда каким-то неимоверным чутьём и так догадывался, что он не сын гусю). И, кстати, возможно, в его детской травме и крылись проблемы с его обучением. Всё же скелеты в шкафу отнимают много сил. Панде нужна была хорошая привязанность, чтоб развиваться. Сначала это развитие было возможно только в связи с кулинарией и опиралось на привязанность к отцу, потом его способности начинают развиваться и в области кунг-фу и связываются с привязанностью к учителю и верой учителя в него. А во второй части ему приходится узнать тайну своей семьи и свою младенческую травму и уже повзрослеть окончательно, перестав опираться на костыли, а приняв своё прошлое и найдя опоры в себе.
В общем, плодотворно с Мишкой день провели, да. Ну ещё мыло сварили в виде букв.
В общем, они там, в Европах про это мультфильмы уже снимают, а я только-только их опыт перенимаю, через мультфильмы, да. Рапунцель и Холодное сердце тоже, да, на тему отцов и детей, тайн усыновления, контроля и запретных тем.