Сегодня с Мишкой гуляли весь день и весь день у меня на планшете была открыта вот эта статья:
http://www.e-goom.co.il/about/statii/1260ne-boisa-ya-s-toboy.htmlЯ ее не прочитала сразу, но, похоже, мой день прошел под флагом: "Ай, страшно - уф, справлюсь".
Ехали в поезде метро. Мишка сидел на коленях. С нами рядом парень, постоянно засыпал и головой "падал" (ну, дергал головой, клевал носом в разые стороны:-), потом просыпался и снова засыпал) то в одну сторону, то вдругую. И вот в какой-то момент мне показалось, что он может головой стукнуть Мишку. Отловила в себе порыв держать руку между головой Мишки и этим парнем, потом отловила в себе желание разбудить парня и воззвать к совести,
потом стала думать, что я сейчас пытаюсь контролировать (Не остановлю - он ударит), и решила попробовать повластвовать: а что я сделаю, когда он стукнет Мишку головой? Представила, что это случилось. Отловила в себе желание на парня поорать и постыдить и поогрызаться (о! пассивное положение - недовольство), потом подумала, что мне надо будет ребенка успокаивать, а на парня я вообще внимания не обращу. Но ведь он будет себя неловко чувствовать... Нет, еще на парней каких-то внимание обращать и успокаивать, когда у меня ребенок напуган. Потом подумала, что вообще-то в такой ситуации логично извиниться парню, а Мише увидеть, что перед ним извинились. Да, решила, что если такое и произойдет, я дам возможность парню извиниться, Мише посмотреть, как себя вести в такой ситуации, а потом буду оказывать психологическую помощь сыну. Избавившись от паники, я посмотрела еще раз на ситуацию и увидела, что головы их встретиться никак не могут и перестала дергаться и злиться.
Дальше, когда мы переходили на другую станцию метро, Мишка спросил, что будет, если человек упадет на рельсы под поезд. Ну, я вспомнила. Говорю, если что-то окажется на рельсах - это плохо, поезд отрежет, поэтому, если упадешь и видишь, что едет поезд, сразу ложись в углубление между рельсами и жди, когда поезд проедет, не вставай, не поднимай голову. А когда уедет,кричи громко, и тебя вытащат. Подошли к путям, посмотрели, и правда - между рельсами желоб достаточно глубокий. А еще под платформу нельзя нырять - там ток идет. В общем, этого мы теперь не боимся. Мишка пару раз повторил, что нужно делать, мы решили, что в интернете еще подробности поищем, и пошли дальше.
Вышли. Идем. Смотрим - фонтан. Миша идет по бортику фонтана, я несколько напряжена (ну, если называть все своими именами, я только пытаюсь держать лицо и делать вид, что все под контролем, а внутри я в панике, я бегаю внутри и выдираю волосы с воплями: "Что же делать-что же делать!!!" Подходит к маленькой девочке с папой, девочка тоже на бортике сидит. Я сразу рисую в мыслях, как Миша толкает девочку и она падает в воду, и поэтому в страхе мысленно рвусь хватать сына и строю планы, как бы его нейтрализовать (кстати, никого Мишка толкать не собирался, просто шел нормально). Потом думаю, так, ну вот толкнет он ее, она в фонтане, что делать? Думаю, папа ее на меня ругаться будет... Потом смотрю, фонтан неглубокий. Думаю, полезть за ней придется. Джинсы, думаю, намочу... Сумку, думаю, надо бросить и телефон в нее, в воду не буду с собой тащить - там планшет... Ну, достану, папа не намокнет, девочка намокнет, ну, ладно, выслушаю недовольство окружающих... И так сразу полегчало! Настолько полегчало, что почти на весь день отлегло. И когда Мишка взял у меня пластиковую бутылочку и полез в фонтан за водой, я даже настолько была спокойна, что смогла увидеть,как он осторожен: он не просто садился на корточки, он ложился на живот (в пыль и песок, который он потом полил водичкой и лежал уже в этой луже),и я вообще не волновалась, что он упадет, ну и потом, ну упадет он... я же уже мысленно хожу в мокрых джинсах, так что это не проблема.
Сходили в магазин аквариумов, посмотрели рыбок, акул не было там, зал закрыли... Я купила там себе насос для фонтанчика (я хочу сделать себе домашний маленький фонтанчик, и насос малюсенький такой (сантиметров пять), его можно камушками закрыть, получится родничок), насос стоил в четыре раза дороже, чем я видела в интернете (целых 400 рублей), я не поняла почему, а потом поняла, что купила фильтр:-), но нужные мне функции он все равно выполняет, так что я довольна, теперь буду потихоньку сооружать себе отдыхательный родничок (и даже с чистой отфильтрованной водой:-)).
На обратном пути я уже была настолько оборзевшей, что совершенно не переживала по поводу того, что Миша черпает воду своей бутылочкой из фонтана и устраивает на дороге ручьи. Тем более, делал он это не один, а в компании.
Не, конечно несколько голосов в голове в духе "Нельзя вычерпывать воду из фонтана, насосы сломаются" и "Нельзя лить воду на дорогу, лужи будут, людям неприятно" - у меня промелькнули, но я посмотрела на них и помахала им ручкой и они уплыли.
Нет! Какие же мы все-таки запуганные! Мы об этом болтали у фонтана с мамой детей, с которыми Мишка разводил грязь на дороге. Ее дочка вообще сняла ботинки и прыгала по этим лужам босиком, а мы делились тем, что и правда все страшно, вот они сейчас мелом рисовали на той же дороге, где теперь устраивали ручьи, и у нее промелькнуло, что сейчас будут ругаться, что они пачкают асфальт... И я ее прекрасно понимаю.
Делаешь что-то, и постоянно ощущение, что это НЕЛЬЗЯ. А вдруг, нельзя, а вдруг кому-то помешаешь? Вдруг?
Вот мне кажется, что это как раз последствие таких границ с колючей проволокой под напряжением, когда ребенок сам должен следить за тем, чтобы не пересечь границу, не тронуть ее. А если пересек, тронул, приблизился, то получает порцию стыда и упреков: Как же так? Я же говорила, что нельзя, а ты не следишь! Ты что, сам не понимаешь, что мне неприятно так? Ты не видишь, что тут грязно и надо вытереть? Ты не понимаешь, что не надо об этом просить? Короче, родители следили не за тем, чтобы не выпускать ребенка за границы, а за тем, чтобы ребенок сам следил за тем, чтобы он не выходил за границы. Они не ставили границы. Они УЧИЛИ их не нарушать. Дети сами должны знать. Я сказала, и теперь они должны следить.Я сказала, что бить нельзя. И почему я должна по сто раз повторять, это же очевидно! Опять ты не справился! Почему ты его ударил, нельзя ведь бить.
А и правда, так хочется, чтобы дети следили за собой сами, не выходили за рамки, держали сами себя в руках, соответствовали нормам... Но почему мне его надо этим нормам соответствовать! Чего он сам не может? Я же все рассказала, как правильно! Ну как он не понимает! И вот, да, недовольство. И вот, да, пассивная позиция: ну вот, ты опять за собой не уследил...
Если на чистоту, с драками мне сложнее всего. Я начинаю видеть, когда Миша не доволен, и когда он может начать драться. Но я требую, чтобы он говорил об этом, а он молчит, молчит, а потом бьет. Наверное, надо говорить пока за него.
И вообще самой бы научиться говорить,когда мне не нравится что-то, заранее говорить, до того, как готова взорваться...
Хотя мне нравится, что они достаточно быстро забывают свои драки и обиды. Будто стирается сразу, как доктор Джекил и мистер Хайд, два разных персонажа: один играет, мил и терпелив, а другой выходит из себя и машет кулаками, и друг с другом они не пересекаются и друг о друге вообще не помнят, в чем, безусловно, есть свои плюсы.
Ну и да, в гостях у Юли с Федей, я вспомнила все прелести двухлетних - трехлетних, и поняла, что у меня райская жизнь.Мне сейчас нужно справляться только с внешними трудностями, с взаимоотношениями Мишки и внешнего: других детей, его желаний осуществимых или нет... Мне не нужно помогать ему справляться с собой. Он уже может, умеет понимать, где ему надо справиться с собой, а где могу помочь я. А в два года у детей настолько сильный внутренний раздрай,настолько призрачно состояние равновесия, что из себя выводит абсолютно все. Все не так, мир перестраивается, и от мамы требует невозможного, требует, чтобы мир стал таким, каким он о нем думает. И требует настойчиво и огорчается по-настоящему. Безумно сложное время. Но да, правда, спасают игры по определенному сценарию, повторяемые действия... Но и от них проблемы: если проассоциировалась ситуация с игрой, то попробуй сделать иначе - истерика и требования. Ну и фантазия и ролевые игры с оживлениями... И правда, очень трудное время. Отделение ребенка от мамы, и мамы от мира. Мишка уже понимает, что если пошел дождь, которго он не планировал, то претензии не к маме, а к погоде, а до трех лет ребенок этого не понимает, и за все приходится отвечать маме. Очень выматывающе. Хотя этот возраст многому учит, да. И маме тоже приходится отделяться от ребенка, приходит понимание того, что и правда всех его желаний ты не исполнишь, и всем его бедам не поможешь, приходится учиться не спасать от бед, а помогать переживать эту беду, переживать вместе и понимать, что ему тяжело.
И кстати, когда ребята разгулялись малек, я стала судорожно думать, что же делать, чтобы немного снизить градус хотя бы у Мишки. И вот подумала, что повозиться с водой должно помочь. И правда помого. Пока Мишка не стукнул Федю в борьбе за место около тазика:-(.
В общем, в конце концов мы косвено довели Федю до истерики (похоже, оба), и благополучно смотались с некоторым чувством вины и сочувствием и мысленным пожеланием Юле удачи и сил.:-)Ох, тяжелая это работа быть мамой вокругтрехлетнего ребенка! Курсы нужно специальные устраивать и тренинги (Что делать, если ребенок просит достать луну с неба прямо сейчас, а ближайший запуск ракеты только послезавтра"). Или сообщество: моему ребенку до трех лет, с психологической помощью...
Хотя мне очень понравилось, что все-таки и поиграть им удалось.