Дальше из лекции И.Млодик
Понравилось мне три опыта, которые ребенок должен получить за детство:
1. Опыт подчинения (с этим мне трудно, сейчас объясню). Полезная вещь - уметь опираться на тех, кто взрослее, старше, опытнее или компетентнее.
2. Опыт равных отношений. Умение договариваться, когда у всех разные потребности.
3. Опыт собственного волеизъявления (свои дела, проекты, начинания, за которые несешь ответственность).
Вот это мне нравится. Утешает. Вынужден заставлять что-то делать ребенка против его воли - ребенок получает опыт подчинения. Договорился, пошел на компромисс - вот у ребенка опыт равных отношений. Позволил ребенку решить самому в границах его возможностей - опыт собственного волеизъявления. И все это нужно. Все важно. Все три опыта должны быть. Мне стало проще, потому что это четко сформулированное понимание того, что нет одного правильного подхода. Где-то надо подчинить, где-то договориться, а где-то доверить принять решение самому (там, где может, где по силам).
Я чувствую, что все во мне противится подчинению ребенка. Такое ощущение, что я не хочу, чтобы он умел подчиняться. До сих пор, видимо, воюю за независимость, хотя казалось бы...
Да, я очень против подчинения. Подчинение для меня равно насилию, то есть, насилию над тем, кого подчинили. А я не хочу совершать насилие над ребенком.
Ну и я проявляю недовольство его поведением. Недовольство - это вроде как не насилие. Недовольство - эта такая пассивная позиция. Ребенок тут получается со властью и даже совершающим насилие.
А тут тоже шикарный тезис из лекции: " Недовольство - это способ избежать активности и ответственности". Вот. Вот этого мне не хватало.
Когда моей властью недоволен ребенок, он своим недовольством избегает активности, делает с недовольной миной то, чего у него просят, избегает активности и ответственности. Но для ребенка-то это нормально! Это нормально вставать в пассивную позицию, когда взрослый берет ответственность на себя.
Но для меня видеть ребенка в такой позиции невыносимо. У меня тут же возникает желание отказаться от власти или наехать на ребенка, почему он не активен, почему он не радуется и не принимает то, что я считаю для него правильным? То есть я начинаю занимать место недовольного и пассивного, я свое недовольство использую как способ избежать активности и ответственности.
Я боюсь, что моя власть станет насилием, и мне это невыносимо.
И вот тут тоже тезис из лекции помогает: "Власть не переходит в насилие, когда мы принимаем недовольство, чувства другого". То есть недовольство как способ стать пассивным, как отказ от ответственности я принимаю в ребенке: "Да, конечно, тебе не хочется. Я тебя очень понимаю, но мы будем это делать, я могу тебе помочь и поддержать" (вот мне кажется, мне вот тут удалось это почувствовать:
http://lagushka.livejournal.com/317844.html).
О! Как это страшно принимать решение за другого! Манипуляции ведь обманывают не только ребенка, это ведь и способ обмануть себя! Это он сам сейчас примет это решение, я ему только все объяснила, это ведь не я...
Для меня манипуляции - способ убежать от власти. Я очень боюсь власти. Возможно, когда-нибудь я с этим справлюсь. А пока сын живет с моими тревогами...
Да,запрет на власть и запрет на отрицательные чувства.
Что мне еще понравилось в илекции: "Озвучивание даже отрицательных чувств может быть светлым (мне очень понравилоось это слово), не жалобным: Ты знаешь, мне сейчас так трудно...".
Вот это тоже. Если тебе говорят о том, что трудно, то это не просто так. Я это вызубрила. Если человек говорит, что ему трудно, значит он у тебя что-то просит и ты что-то должна ему дать. Это такой способ просить и клянчить. Просто так говорить, что тебе трудно - незачем. Вот такой у меня вывих головного мозга. Если мне ничего не надо от человека, то нельзя ему говорить, что мне трудно. Даже если надо и если трудно, тоже нельзя говорить, это будет значить, что я клянчу, а клянчить нельзя. У нас все есть, у меня все хорошо. И Булгаков с его "Никогда не просите, сами все дадут..." тоже подлил масла в огонь. Хотя это Воланд, может быть, а не Булгаков...
В общем, вот это светлое вместо жалобного - это тоже зацепка, это легализация того, что тебе может быть трудно и это нормально и ты этим не причиняешь никому неудобства.
Вот ведь, а! Пишу и думаю, насколько я запуганная, насколько страшно делать любое движение. Туда рыпаешься - стоп! нельзя! Сюда рыпаешься - не смей! что подумают?!
И стою растерянная. Ничего нельзя. Стой.
Вот я пыталась понять чувство саботажа своего взрослого. Вот договорились, что мы выйдем гулять с соседями нашими, созвонились, они уже на улице,говорят: "Выходите". А у меня сразу куча интересных дел. Так сразу интересно с Мишкой рисовать, так сразу хочется порядок навести, такая прям необходимост в ванной поваляться... И вот я смотрю за собой, наблюдаю с блокнотиком.
В чем эта беспечность, в чем саботаж? Хочется почувствовать беспечность, и вот я ее добираю. Назначила нашу соседку мамой и отказываюсь сама следить за границами. Расползаюсь, расплываюсь... А тут меня одергивает внутренний родитель: Ты что? Это безответственно! Ты людей подводишь! Ты же сказала, что пойдешь! Зачем тогда говорила? Надо было сразу отказать! Сказать, что не пойдешь!
И вот, знаете, я в такие моменты понимаю безалаберных отцов, которые не встречаются со своими детьми, понимаю людей, лишившихся всего и подведших друзей и близких из-за того, что не смогли заставить себя сделать что-то вовремя. Я их великолепно понимаю. Это просто невозможно. Заставить себя. Когда внутри резвится беспечный ребенок, от окриков и пристыжений он только зажмуривается и уходит еще глубже.
Так, наверное, чувствуют себя копуши: они задумываются о своем, замирают, забывают, где они... И вдруг окрик, раздражение. Они не слышат, из-за чего раздражение, потому что они слышат только раздражение и им надо посильнее убрать голову в плечи и спрятаться, уйти из этого страха, убежать, и они еще глубже уходят в свою задумчивость...
А тут такой зацикленный процесс внутри. Один беспечный, на него орет, стыдит его и ненавидит другой, беспечный уходит еще дальше в себя, а другой бьется в истерике и загоняет беспечного все дальше.
Но проблема в том, что недовольство - это способ взять пассивную позицию и уйти от ответственности. И вот так эти двое: беспечный ребенок и взрослый, убегающий от активности, - способны сожрать весь день. Они этим постоянно и занимаются. И поэтому таким способом беспечности не набраться, потому что беспечный ребенок постоянно чувствует напор быкующего недовольного взрослого, который на самом деле просто убегает от ответственности за ребенкин счет.
Надо научиться этого паникующего, ищущего пассивную позицию, Родителя выгонять или успокаивать. А к ребенку звать взрослого, у которого есть власть, который сможет погладить ребенка по голове и позвать таки играть на улицу без всякого недовольства со своей стороны, но приняв его недовольство.