Про таланты и тяготы

May 21, 2014 00:45

Ехала и думала, как тот фарисей около мытаря, хорошо, мол, что я не такая... Потом смотрю, что-то не то я думаю. А почему, думаю, плохо так думать?
Почему нельзя радоваться тому, что у тебя есть такое, чего у других нет?
Это, кстати, вопрос такой вечный, тем более, в школе. У одного врожденная грамотность и шикарные аналитические способности, а другому все ужасно трудно дается, и как не сравнить себя с тем, у которого ничего не получается, или с тем, которому все даром далось? Почему нельзя радоваться, что у тебя есть что-то такое, чего у другого нет? Ему надо пыхтеть и сопеть, а ты запросто за минуту справился.
Почему нельзя смотреть на других и радоваться, что у тебя все запросто получается?
И в чем справедливость?
Притча о талантах, конечно, все объясняет. Вон, один может думать: У меня десять монет, а у него только пять, я лучше.
Но, может, тебе дано было десять, а ему одна, и он свои увеличил впятеро, а ты свои десять нисколько не приумножил.
Хотя вот я могу же говорить: Вот, все равно я богаче.
Там еще была фраза "Кому много дано, с того много и спросится".
Мне вот с числами трудно понимать, я цифры вообще все плохо запоминаю, и цены, и года и даты, и номера домов (с телефонами проще: они звучат, можно запомнить их звучание).
Мне подошло такое сравнение, что каждый сделан из своего материала, и вот этот материал хорош для одного, а этот для другого. Молоток, например, сколько угодно может гордиться перед рюмкой, что ей совершенно неудобно забивать гвозди, а рюмка может презирать молоток за то, что из него невозможно пить, но каждый из них создан для своего, и если молоток не забьет тех гвоздей, которые должен, мотивируя это тем, что, вон, рюмка ни одного не забила, то это все равно плохой молоток, а рюмка на звание молотка не подходила изначально, и нечего заниматься тем, что превозноситься над рюмками и молотками. Ты сделан из того материала, из которого сделан ты. Узнавай его, совершенствуй, используй...

Вот еще один, грубый, унизил, оскорбил, а ты никого не унижала. Но вот поболтать любишь. Но кто знает, что твои сплетни натворят в голове у другого. Ты можешь быть способна только слегка подтолкнуть, но, может, этот последний толчок никто, кроме тебя не способен произвести, и, может, после него и покатится ком, сминая все на своем пути. А ты будешь стоять, поцокивать язычком, думать, как можно быть такими несдержанными, не подозревая, что если бы не ты, то все бы и обошлось.
Или, вон, промолчишь... А кто знает, может это слово, которое застряло напуганным и было тем, что ты мог сделать?

Я тут сформулировала для себя главные правила-инструменты: 1. Следить за собой, 2. Быть честной с собой.
Причем следить - совсем не значит контролировать. Я могу совершенно себя не контролировать, но при этом следить за собой и называть честно происходящее своими именами, давать этому верною оценку, например, признавать, что в данный момент то, что я делаю, неправильно и что я себя сейчас не контролирую.
И вот если это честно признаешь, то удивляешься и пытаешься разглядеть, что же на самом деле происходит, и если продолжаешь быть с собой честной, то и правда выясняешь что-то.

Так вот. Вот этот честный следящий в голове, определяющий хорошо и плохо, решает, как ты справился, и ставит тебе оценки, и только его оценки должны иметь значение. Тем более, он никогда не ругает и не обвиняет, а просто сообщает: вот это неправильно, а это очень даже верно... Такое замечательное справочное бюро. Очень оно мне нравится.
Previous post Next post
Up