Мое дело, общее дело, чужое дело.

Apr 02, 2014 18:43

Есть мои дела, только мои и ничьи больше.
Есть твои дела, только твои, и ничьи больше (не мои даже. да).
Есть общие дела, о которых надо договариваться. Причем некоторые общие между двумя людьми, например, а некоторые общие между странами.
И самое виртуозное - уметь отделять свои дела от чужих и общие от своих и общие от чужих.
Когда ты чужое дело считаешь общим, то считаешь, что человек о своем собственном, личном деле должен договориться с тобой. Ты возмущаешься, как он мог так поступить, хотя его поступки касаются только его и никого больше. Самый элементарный пример: Как ты ешь это? Как ты мог на ней жениться?!
Когда свое дело считаешь общим, считаешь, что о своем, личном, ты обязан договориться с другими и следовать общепринятым правилам. Например, я обязан сначала почистить зубы, а потом пойти в душ, потому что это правильно. Но таких правил, обязывающих им следовать, нет и быть не может. Сюда же относится вопрос, с какой стороны правильно чистить яйцо или банан (с этого и начинаются войны, да).
Пример поведения, когда чужое дело считаешь своим - это, например, дети, которые следят за тем, что происходит в тетради у соседа, и сообщают, что а он, мол, там имя с маленькой буквы написал! Ребенок считает дело учителя своим делом, а то, что происходит в тетради у соседа - всеобщим делом.

Важная все-таки вещь - понимание мое дело, общее дело и чужое дело.
Когда мне, взрослой тетке, говорят за столом: Двигайся, а то ты можешь уронить тарелку, - и заботливо переставляют тарелку в другое место, то это пытаются представить мое дело как общее. Это неправильно. Если я разобью тарелку, это будет моя ответственность, но и вообще подозревать взрослую тетю в том, что она себя не контролирует, как-то нехорошо.
А если той же мне, в той же ситуации говорят: Вы не могли бы подвинуться? У вас там есть место, а мне тут тесновато, - то мы имеем дело как раз с общими делами: есть мои интересы и интересы другого, и мы пытаемся договариваться, тут никакого нарушения.
Но люди почему-то не признают, что им неудобно. Они будут говорить, что заботятсяо тебе, что ты разобьешь тарелку, не понимая, что таким отношением к другому они бестактно вламываются на чужую территорию и на ней командуют.
Причем попытки вернуть тарелку на место и выяснить, мешает ли мое нахождение здесь, воспринимаются как ненормальность и агрессивность. О тебе заботятся, а ты... Неблагодарная.
А все же дело в том, что забота не должна ломать стены и связывать по рукам и ногам.
Про взаимоотношения с детьми то же можно сказать.
И еще одна штука. Есть некоторые правила приготовления пищи, например, чтобы в ней сохранялись витамины. Но если человеку нравится для себя готовить иначе, это не значит, что он нарушает правила общего дела. Это его дело, сколько витаминов ему нужно, и это не преступление и не нарушение ничьих границ варить дольше, чем три минуты.
Это про то, как надо рисовать, как надо забираться на горку, как надо играть, как надо лепить, как надо одеваться, как надо убирать у себя на столе, как надо краситься, как надо танцевать, что надо читать, какую музыку слушать, за кого голосовать, ходить ли на митинги, кого любить, с кем дружить, какую работу выбрать, сколько раз в день есть, сколько времени спать, чем заниматься в свободное время, делать ли маникюр, сколько раз в неделю вытирать пыль в квартире и т.д. и т.п.
Если ребенок рисует на своем пространстве, то к нему с рассказами о том, что надо по-другому обводить и другим цветом раскрашивать - лезть не нужно (это только его дело и больше ничье).
А если тот же ребенок пытается нарисовать что-то на мамином любимом платье, то это уже дело, общее для него и мамы, и тут мама вполне вмешивается, чтобы обозначить свое пространство.
Тут много недоговоренного, конечно.
Previous post Next post
Up