Опять недоформулировала. Очень много в одну

Jan 16, 2014 02:37

Оля getnewpost тут объяснила мне, что именно чаще всего вводит трехлетку в состояние аффекта (когда он может начать драться, кидаться всем подряд и вести себя неадекватно не по своей воле: сам себя остановить он в этот момент не может, поэтому все объяснения аяяяй, драться нехорошо, просто выводят его из себя еще больше: он знает, что нехорошо, но контролировать себя не может и его горе только усиливается и степень неадекватности тоже). И еще, что агрессия - это здорово (объясняла вот здесь: http://lagushka.livejournal.com/263282.html?thread=1094002#t1094002 и еще в комментариях к предыдущим постам: я не сразу въезжаю;-))

В общем, чаще всего трехлетка теряет контроль над собой, когда обнаруживает себя нарушающим правила. Он уже знает правила и очень-очень-очень-очень стремится им следовать. Но у него, конечно, не получается.:-( И когда он себя в очередной раз обнаруживает нарушившим, он испытывает настолько сильные чувства, что теряет контроль над собой. И вот я подумала, что с трехлетним особенно важно чувство такта.

Не бери руки в рот
Не качайся на стуле!
Ну что ты делаешь!
Не лезь!
Ешь нормально!
Ну вот: пролил!
и т.п.
Это явно бестактно.

Драться нехорошо.
Ты сейчас испортишь дверь
Ты ломаешь стул
Ты мне мешаешь, отойди
Кушать надо аккуратно...
Смотри: видишь, ты играл с водой и пролил, надо было меня слушаться.

После такого от трехлетки можно и огрести:-P
С трехлетним это тоже, как ни странно, не про такт. Тут бестактно то, что ребенку сообщаются правила, которые он усвоил, и очень вежливо, ласково и любвеобильно макают лицом в унитаз, сообщая известные правила как раз в момент нарушения и с точки зрения оценивающего и судящего сверху. Для трехлетнего осознание того, что он не справляется с собой и нарушает правила, большая беда и горе. И когда сердобольный взрослый, обнаружив ребенка, нарушающего правила, сообщает ему о неправоте, это очень напоминает зачитывание приговора в суде, когда тебе сообщают, что ты виновен, и подробно разъясняют по какой статье ты сядешь. В общем-то, статья, думаю, в этот момент не самое важное для обвиняемого, гораздо больше ошарашивает приговор "виновен".

Это тяжело подбирать слова. Подобрать их так, чтобы просто указать на нетаковость, не делая при этом акцент на ошибке. Привычка лезет впереди.
Хорошо бы, думаю, в этом возрасте не заниматься с ребенком сладострастно повторением пройденного и не радоваться каждой возможности ткнуть его носом в его ошибки, как котенка в лужу и с наслаждением поучить тому, что ему уже известно.
Иногда лучше отвлечь и сменить тему, если заметили, что его что-то задело и он начинает "чудить". И лучше самим не акцентировать внимания на его ошибках, если это не очень критично. Хотя о своих границах тоже помнить стоит, и если ребенок в игре и вполне в здравом уме делает что-то, что может привести к порче имущества или причиняет боль, останавливать все же надо. Но тактично:-). (это я повторяю пройденное;))

И еще: это все же не про слова, а про отношения. Не про подбор слов, а про эмпатию. Чего их лишний раз огорчать? Они и сами найдут повод огорчиться, им ведь сейчас поддержка нужна. Маленький, не получается быть идеальным.

А еще вот. Мишка знает, что на стуле качаться не стоит (я не разрешаю их раскачивать, жалко, ломаются, это мои стулья), но вот мы сидим, а он качается: Миша, ты качаешься (просто сообщаю). Он замирает. Ты что, сам не заметил, что качаешься? :-) - он рассмеялся: Да:-). И перестал. А мог бы и врезать;-):-D:-D

Я не люблю фраз: Вытащи руки изо рта, не качайся на стуле, Не порть мебель (тут, кстати, пропущен важный кусок, что когда так делают, это для мебели плохо, ребенка сразу просто тыкают: ты слажал, брысь!), прекрати. Это все про нас, про контрольщиков. Мне не важно, кто ты, где ты и что ты чувствуешь, мне важно, чтоб ты перестал делать то, что мне не нравится ну или не забывал, что то, что ты делаешь - это мерзость и грязь и в такие моменты ты мерзкий и грязный.

И еще одна штука. Я тут оладьи пекла. Так получалось, что тесто выливала неодновременно. Пока в сковородке дожаривались два почти готовых, взрослых затвердевших оладушка, я наливала новую порцию теста для третьего. И иногда, не рассчитав количество теста, выливаемого на сковородку, я видела, как молоденький оладушек растекается все дальше, рискуя задеть других, уже затвердевших. Ну я, естественно, просила затвердевших чуть посторониться, потому что их подвинуть не составляло никакого труда, и подождать, пока новенький оладушек примет ту форму, которую должен принять, и тоже затвердеет. Тогда я могла двигать и его. Если бы я решила не пускать тесто расплываться по сковородке, блин получился бы некрасивым и покалеченным, превратился бы в ком. Не отодвинулись бы взрослые, маленький бы с ними склеился, испачкал, а если бы еще и взрослые стали его двигать, то ничего путного у них бы не вышло точно. Сами бы перемазались и его бы не стало. Очень мудрые у меня оладушки оказались: и своих границ не дали нарушить, и молодому позволили свое пространство занять: просто посторонились и дали растечься;-).

И четвертое еще. ;-) Заметив, что Миша начал бояться темноты, я поймала себя на радостном потирании рук: значит его внутренние границы расширяются, и он потихоньку заходит туда, где до этого не был, а там неизвестно пока, темно и страшно, потому что новое и неосвоенное... растет, значит, мальчик, осваивает новые горизонты. Ну, если честно, то руки я еще потирала и оттого, что поймала, наверное, иллюзию, что понимаю, как там все у него развивается:-).

И пятое еще, самое главное (я долго могу, мне есть что откладывать;-)). Про бардак и уборку. Я, похоже, еще немного освободилась. У меня раньше мелькала фраза: "Я не убираю, чтобы доказать, что мама любит меня и такой". Но эта фраза - ложное основание. Что тут под словом "такой"? Грязной, мерзкой, отвратительной, омерзительной, от которой надо брезгливо отвернуться. Но дело в том, что даже если я не убираю в квартире, я такой НЕ СТАНОВЛЮСЬ!
И на вопрос: Мама, ты ведь все равно меня любишь, даже если я не убираю?"
Правильный ответ был бы не "Конечно, все равно люблю", а "Слушай, уборка и любовь - категории несопоставимые, ты сама выбираешь, мне так удобно, а тебе так. И любовь не может зависеть от уборки".
Но я сама с этим справилась. И вот как. Это, да, про созависимость. Убери. Не хочу. Надо. Не буду. Ну хотя бы ради меня. Т.е. тут любовь становится средством. Средством внушить другому, что его представления о жизни неправильные: ты сама не чувствуешь и не умеешь, как надо. Я знаю. Я тебе покажу, как правильно, твое - неправильное. И хотя бы ради меня будь правильной. А я такая: Нет, я не буду правильной, чтобы ты меня любила и неправильную. - Ладно, это мой крест, буду любить и неправильную... Но периодически срываться.
А дело-то в том, что я ПРАВИЛЬНАЯ! И когда не убираю - правильная! Не ничтожество, не неспособное ни к чему существо, которое может свои тягчайшие недостатки оправдывать другими достижениями ("Да, неряха, свинья, зато рисовать у тебя получается хорошо, хотя, конечно, не понимаю, как можно хорошо рисовать и не видеть, какая ты неряха").
И похвала тоже: мне важно было, чтобы мама заметила, что я убрала, и похвалила. Это значило, что я стала соответствовать ее представлениям о норме, что я отгадала, к какой цели она меня вела. Но тут все то же укладывание спать сонного ребенка: спи! спи сейчас же! пора спать! ты почему не спишь? нужно! я же говорю! ты что, не слушаешься!
- да отстаньте от него и просто поверьте, что человек сам может заснуть, когда придет время, дайте заботы, кровать, тишины, покоя, и если время пришло, заснет сразу. А если не пришло, то не пришло, думай над более подходящим режимом. Просто эта вера в то, что если ты не заставишь ребенка спать,он сам не заснет, когда надо, она мешает. Эта паника проявляется в постоянных напоминаниях, заманиваниях, запретах, манипуляциях: я не верю, что ребенок в состоянии справиться с такой сложной задачей, я должна сделать за него, проследить, проконтролировать, мне нужен его сон (уже больше, чем он сам). Поэтому я буду хвалить его за правильные действия, соответствующие моим целям, я буду говорить, вот теперь-то ты, грязнуля, мойдодыру угодил, ведь в этом твоя жизненая цель: угождать мне. Мамулечка, это твои представления о сне, оставь их при себе: мой сон - моя граница. Ты можешь увидеть, что я хочу спать, и просто позаботиться обо мне, а не контролировать правильность соблюдения режима.
Ну и с уборкой. Контролер контролирует не действия другого, он контролирует представления о себе другого в его голове, о правильном и неправильном, не давая сделать собственный выбор. Не, выбор есть, но он на другом уровне: Поступаешь, как я считаю нужным - это правильный ответ; поступаешь иначе -неправильный ответ. Тут проблема в том, что тут нет меня. Нет моих оценок происходящего. Мне навязаны оценки, потому что поступки другому не навяжешь. И вот я в этой двоичной системе: то так, то так, то молодец, то свинья, а сама понять не могу, что мне надо и зачем.
Вот это посмеивание над тем, что не справляюсь с тем, чтобы соответствовать, доброе такое: все равно ее люблю, хоть и неряха, хоть и ущербная. И это ощущение ущербности остается, потому что"я то сама вижу, когда надо убираться, я слежу за чистотой, могу, а почему ты этого не делаешь, из лени?это же несложно: возьми и сделай, как мама считает нужным, ты сама должна следить за чистотой и сама делать так, как мама считает нужным".
В общем, как только опрокидывается аксиома о том, что мамино видение меня - правильное, и приходит понимание, что мне не нужно доказывать маме ее правоту или неправоту, потому что это про нее, а не про меня, я могу потихоничку аккуратн высадить ее из-за пульта в моей гоове и потихоньку начать рулить самой, ничего никому не доказывая.
Раньше я пыталась доказать, что бардак, в котором я живу, - это правильно. Будто это мой выбор. Типа да, я неряха, но это мне нужно. Но здесь не было ничего, кроме противопоставления контролю. Я не неряха. И я вполне могу обойтись без бардака.
Не, бардак это неправильно. Но я имею право жить в неправильном и имею право ошибаться и исправлять свои ошибки и имею право на то, чтобы мне не запрещали их делать.
И вот пока запрещают, я не могу сделать свой выбор, неслвпадающий или совпадающий с мнением запрещающего: ребенку труднее уснуть, когда на него направлено внимание и его интенсивно отправляют спать, ему не дают просто самому заснуть, потому что он начинает отстаивать свое право не спать, когда это нужно вам, даже тогда, когда это приходит в противоречие с его потребностями.
Но я вот выросла. Я поняла, что мама стоит и раздажается, что я не так у себя в огороде посадила кусты. И я оставила ей это право пораздражаться, но только у себя. А оставила я это право тем, что прибрала в квартире к ее приходу, хоть мне бардак и не мешал: прото сделать маме приятное, при этом оставшись собой. То есть убрала не ради того,чтобы доказать маме, что я правильная, а ради того, чтобы совсем не портить ей настроение. Это просто забота, а не страх не угодить и не сооответствовать.
Previous post Next post
Up