Jan 12, 2014 18:18
Задача на ближайшее время: понимать, что когда мой сын, в три с половиной года пихается ногами, машет кулаками и кусается, он это делает не потому, что не знает, что драться нельзя, а потому что он до этого сделал что-то неправильное, понял это и жутко расстроился, до такой степени, что потерял контроль над собой.
Вторая не менее важная вещь: понять, что он имеет право терять контроль над собой. Это нормально и это последствие его огорчения из-за того, что он знает как надо, но ошибся. Вот, например, приходят с улицы, Миша бежит обниматься и головой мне попадает по животу, я вскрикиваю, Мишка в ответ бросает в меня злобно шапкой. Он же не на меня разозлился. Он понял, что сделал мне больно, жутко расстроился, перестал себя контролировать, а когда он себя не контролирует, он ведет себя так (надо еще раз спросить у Оли, почему потеря контроля выражается в таком поведении, которое выглядит как злобные нападения).
Поэтому. Главное, поддерживать его и не тыкать его носом в его ошибки. Если он теряет контроль над собой не заниматься в этот момент нравоучениями, и тем более самой не выходить из себя. Он маленький, это для него нормально.
А я воспринимаю его бесконтрольное поведение как хамство и своеволие: ишь, моду взял, свое поведение не контролировать! Держи себя в руках! Причем мозгами-то, может, и понимаю, но сидит там во мне кто-то, с кем, наверное, так же, и считает, что надо всех, себя не контролирующих, срочно научить контролировать.
А про то, что я писала, что ребенок просит внешнего контроля, просит его остановить (ощущение "будто напрашивается, будто добивается шлепка и ора"), тут намешаны две вещи. Во-первых, когда ребенок себя не контролирует, ему все же нужно, чтобы ему не дали причинить вред себе и окружающим, но при этом оставили пространство для свободного проявления своей слабости и разрешили быть не контролирующим себя (это вот та пещера и берега). А с другой стороны, тут еще моя проекция. Когда я себя так вела в детстве, я, наверное, всегда получала такие ответы, которые мне сейчас хочется дать Мишке на его неадекватные состояния. Я, видимо, воспринимаю эти ответы как единственно возможные, и главное, я воспринимаю это поведение, как обращенное к себе, потому что, опять-таки, видимо, не было такого, чтобы мне просто позволили не контролировать себя, не отвечая на это, а принимая. И когда я вижу Мишино неконтролируемое поведение, я воспринимаю его как вопрос, на который обязательно нужно выдавать только раздражение и злость, для меня это было очевидно, поэтому трудно было понять, что эти вопли, крики и т.п. обращены не ко мне. Просто ребенок проявляет свое состояние. Думаю, можно еще выдавать в ответ на это отсутствие контроля ребенка выдавать в ответ самобичевание: это тоже неправильно. Вот я что сейчас поняла, главное: это вообще не вопрос, его кидания, драки, щипания, хоть и направлены на меня, но не про меня. Они про него, про его состояние, про его огорчение, бессилие, обиду. И моя функция не отвечать на это, а поддерживать и помогать ему переживать свое неумение еще соответствовать своим же представлениям о правильном. Вот.
П.с. Спасибо, Оля. Я, похоже, въехала.
границы,
драки,
новое в драках,
3,
кризис