Jun 16, 2013 17:35
Ха! Точно! Курощение! Они же нас курощают! (укрощают, в смысле, делают кроткими). Карлсону в голову не приходит Курощать маму или папу Малыша. Наверное, они и так кроткие. Они не самоутверждаются за счет детей, они не боятся выглядеть нелепо и не соответствовать образу строгого взрослого. Они смеются, когда смешно, а не надуваются и не возмущаются, они принимают те решения,которые важны им, и заботятся о минимизации плохих последствий. Они не играют во взрослых солидных людей. Но и в маленьких детей они не играют. Они не играют (в плохом смысле этого слова).
И еще у мамы Малыша нет абстрактного представления о нем, о том, каким он должен быть. Да, она огорчается, что он драчун, но не бросается тут же это исправлять во что бы то нистало, она даже и огорчения своего ему не показывает, просто про себя думает: как мальчик с такими замечательными глазами может быть таким драчуном? Но все же она понимает, что это и правда дело-то житейское. Участники драки все равно остаются лучшими друзьями. И на совсем не безобидные выходки Малыша (вполне сопоставимые с выходками Карлсона), и на его дерзости (по взрослым меркам, а не по его) родители ни разу не реагируют воспитывающим тоном (брат и сестра Малыша - да, его воспитывают), а родители вступают только тогда, когда это и правда необходимо, и так, как это необходимо.
Думаю, Карлсон курощает во фрекен Бок и в дяде Юлиусе (и даже в Бетан - сестре Малыша) их самовлюбленность и уверенность, что все должно идти так, как они считают нужным, что они знают, как должны себя вести другие и не допускают отклонений в их поведении, поэтому любой шаг влево-шаг вправо выводит их из себя и они пунцовеют и начинают добиваться своего силой. А Карлсон на этом и играет он ведет себя не просто не так, как по их мнению, должен, а прямо противоположно, и совершенно не боится их расправы. И они чувствуют свое бессилие все больше и больше. В результате, он заставляет смириться их с тем, что жизнь может не совпадать с их представлениями о жизни, и они, побежденные и курощенные, мягчеют, перестают требовать от жизни чего-то своего, и получают то, что им действительно нужно. Фрекен Бок, в ярости гоняющаяся за Карлсоном, в результате валится на кровать и хохочет над собой и над ситуацией. Вот она курощена, она вдруг стала живая: из нее выветрился ее образ солидной домомучительницы от этой беготни, и она стала просто человеком, веселым и умеющим посмеяться над собой и даже остроумным. Вот что делает Карлсон своим Курощением.
И дети ведь со взрослыми во многом делают то же самое, провоцируя их выйти из этих образов взрослого солидного серьезного правильного человека, и стать просто человеком, не в образе. Просто взрослым человеком.
Линдгрен,
курощение,
шлепать,
в образе,
страхи