Про драки. Это то, что выводит меня больше всего, самое противоречивое. Когда делает другому плохо, а при этом смеется. Другой плачет, а он смеется. Ужасно же? Вот и я решаю, что ужасно, и думаю, что надо своему дать по мягкому месту, чтобы не смеялся, когда другой плачет, а тоже плакал. Это вписывается в мою картину мира. Обидел другого - не смей радоваться! Нельзя! Если рядом с тобой плачут - тоже плачь! Не имеешь права радоваться, если ты - причина беды другого!
Вот красивые какие слова. Пафосные. Правильные. Молодец, Женечка, верно отвечаешь на уроке. Садись, пять. Я такая довольная, зардевшаяся даже сажусь, смущенная немного, что так замечательно выступила.
Только мой сын что-то плачет, и жалко его так, и драться тоже начал со мной уже, и видно, что не понимает, куда ЭТО все выплеснуть, и так и ищет повода, чтобы на него наорали и шлепнули.
Свою пятерочку за "правильные" идеи я получила, некие ОНИ мной довольны, но теперь мне надо выбирать между НИМИ и моим ребенком и моей жизнью. Между ИХ представлениями о том, как все должно быть, и моей настоящей жизнью, которую я вижу собственными глазами. И чует мое сердце, что правильно сейчас будет на НИХ плюнуть и посмотреть на нас с сыном.
Драться он начал в два года. Тогда же драться с ним начала и я.
Потому что я не могла допустить, чтобы ребенок ХОТЕЛ, чтобы его подружка плакала. А он хотел. Причем прям так и говорил прямым текстом: "Я хочу, чтобы она плакала, хочу толкать, хочу бить". Не, мне кучи психологов наговорили бы, чтобы я искала причины детской агрессии в себе, но я то видела, что во мне ничего не изменилось, а вот в ребенке изменилось. Он перестал бояться других детей (раньше просто вздрагивал при их появлении, бледнел даже, прятался мне в колени), он стал с ними сам первый заговаривать и вести светские беседы. Но он и начал толкать и бить. Причем так легко и радостно, совершенно без злобы, а с любопытством, естественно, не испытывая никаких угрызений совести,а радостно хохоча при виде плачущего товарища, доведенного только что до слез им же самим. И он мне еще радостно сообщал: "Мама! Я толкнул Ваню, он упал, ударился и заплакал! Он плачет, потому что я его толкнул!" - и это все такой интонацией, как будто он сообщает мне, что помыл полы во всей квартире и говорит "посмотри, как чисто"! Он хвалился! Он хвастался!... Ну и огребал.((.Я этого вынести не могла. Мне было стыдно перед мамой Вани за моего ребенка, мне было жалко Ваню, и я не могла допустить, чтобы мой ребенок радовался, что другому плохо. Что ОНИ обо мне подумают?
А ребенок радовался не потому, что другому плохо. Ребенок радовался тому, что его действия могут по-разному влиять на других детей. Так младенец кусает маму за грудь, и радостно хохочет в ответ на ее ОЙ. И кажется, что растет садист. А на самом деле он вдруг обнаружил, что может как-то самовольно влиять на этот мир, на МАМУ: стиснет зубы - мама ойкает. Здорово. Первые причинно-следственные связи. А тут то же с ровесниками. Стукнет - плачет. О, это я могу на него влиять. Я толкнул, а он заплакал. Я САМ что-то сделал с другим, это я. Он ко мне просто подходил похвастаться своими достижениями: дети постарше показывают рисунки, которые нарисовали, а этот вот - смотри, как я сам сделал плачущего Ваню.
Ну и что делать? Сейчас мне об этом легко говорить, потому что этот период прошел. Так что, наверное, со вторым мне будет помогать то, что я знаю, что это период, четко ограниченный во времени, начинающийся и заканчивающийся, со своими целями и задачами. Это поможет выжить мне. А еще надо подумать, как помочь выжить другим детям. Мне пока два варианта приходят. Первый - не подпускать, второй - искать другие способы телесного взаимодействия (именно с началом периода драк мы пошли в Мягкую школу).
А над собой работать в таком ключе: мой сын не садист, у него нет цели получить удовольствие от боли другого, он эту ситуацию видит совершенно иначе, чем я. Просто самое сложное в таких ситуациях справиться даже не с ребенком, а с собой.
А теперь у нас драки другие. Теперь попытка ударить - это ответ на чье-то другое действие или слово. В два года он подходил первым и толкал. Теперь, если он хочет общаться, он заговаривает. Или если к нему подходят, он может замахнуться только в ответ на что-то. А чемможетбыть это что-то, вот это интересно.
Миша терпеть не может, когда ему дают непрошеные советы, он раздражается и готов ударить. А дети чуть старше очень любят сообщать, что можно, а что нельзя менторским тоном и нарываются на драку и обижаются. В этой ситуации я научилась разруливать так: я просто учу другого ребенка общаться с моим. Втискиваюсь третьими самым авторитетным и говорю что можно, а что нельзя обоим и организую какую-то совместную деятельность все же сначала под моим руководством, чтобы главная была я - третья сторона, а они бы не боролись друг с другом за власть и не пытались друг за счет друга самоутвердиться.
А вторая причина, которую я обнаружила и мне удалось сформулировать, это недопонимание. Мишка играет, обижать не собирается, а ребенок обижается и плачет, и этим провоцирует дальнейшую расправу. Звучит, конечно, цинично. Но я дошла до этого после нескольких Мишке стуков по попе. А потом посмотрела со стороны спокойно. И вдруг увидела, что вот не из-за чего плакать товарищу, а он плачет. Тактика такая. Называется тактика младшего ребенка. Выбрал способ обратить на себя внимание. Когда мама вмешивается? Когда старший обижает младшего. Вот. Шикарныйспособ получить мамино внимание - обижаться. Сама, к сожалению, такая. Очень долго во взрослом возрасте отучала плакать себя по любому пустяку и обижаться на все, что можно и нельзя.
Но и с этим я нашла как справляться. Если мой играет в безобидную игру, а тот начинает обижаться, стараясь получить мое внимание, я просто начинаю играть в ту же Мишину игру с ними обоими и делаю нас всех равноправными участниками этой игры.
Ссобой сложнее всего, конечно. Драки, обиды - больная тема.
А сегодня Миша стоит дома около кровати и говорит: "Васю надо бить". Я думала проигнорировать, а потом все же спросила, почему. Он показывает на оторванную ногу у игрушечного медведя. И я вспоминаю, что это и правдв Вася оторвал.
И вот что в голове-то у ребенка. Если кто-то сделал что-то не так, то его надо бить. И я догадываюсь, от кого он этому научился.
А ОНИ пусть идут восвояси. Я буду заваливать их экзамены.