Индейское наследие в канадской живописи

Jun 15, 2009 23:02

Отправившись в очередной культ-поход c моей Кучеряшкой я даже и мечтать не могла о том, что смогу увидеть целых три новых выставки! Это вовсе не значит, что в следующий раз Наоми будет вести себя так же прилично, но в этот раз меня просто распирало от гордости за мою маляву, честное слово:) Она вела себя безукоризненно, и мы пробыли в галерее очень долго, переходили от картины к картине и рассматривали их вместе, а когда хотелось отдохнуть, присаживались на скамеечки и рассматривали лежащие на них каталоги с информацией о текущей выставке.
Вобщем, этот культпоход выдался один из самых приятных, ведь помимо большого удовольствия от самих выставок, меня порадовала крошечка Намушечка:)

Итак, 30 мая в Арт-галерее открылась для посетителей новая выставка под названием "Two Visions: Emily Carr and Jack Shadbolt".
Выставка организована в честь 100-летия со Дня рожденья Джека Шедбота. Таким образом, у нас есть возможность познакомиться поближе с творчеством этих двух художников, Эмили Карр и Джека Шедбота, которые посвятили множество своих произведений природному ландшафту, тотемам и маскам коренного населения провинции Британская Колумбия.
Творчество Эмили Карр сыграло в судьбе Джека Шедбота своего рода, роковую роль. Э. Карр родилась 1871 г. в Виктории в провинции Британская Колумбия. В 1891 году она начала изучать искусство в Калифорнийском колледже дизайна в Сан-Франциско. По завершении учебы, через три года, вернувшись в свой родной город, она начинает обучать детей рисованию в своей студио.
Позже она обучалась живописи в Европе (в Англии и Франции), что незамедлительно отразилось на ее художественном стиле и она стала писать в стиле постимпрессионизма. Создавая картины, посвященные культуре индейцев, Эмили Карр стремилась сохранить баланс между своими творческими замыслами с одной стороны, и желанием документально зафиксировать то, что осталось от культур коренных народов, с другой.

"Индейское селение Иан. О-ва Королевы Шарлотты", 1912 (холст, масло)



Но созданные ею картины в то время увы, были встречены в Канаде довольно прохладно и не принесли художнице признания. Э. Карр критиковали и за "дикость" цветов ее палитры, и за отсутствие в ее произведениях фотографической верности натуре.
Своими изображениями произведений художественного творчества индейцев Э. Карр стремилась напомнить об роли их культуры на территории Канады до появления там европейцев.

"Боевое каноэ индейцев", 1912 (дерево, масло)



На этом холсте, созданном неподалёку от Алерт Бэй, зритель видит большое каноэ, на котором изображён волк; на заднем плане возвышаются две крупные сульптуры и тотем, а за ними, в глубине композиции, взгляду открывется ряд домов. Пирога эта, что занимала почётное место на площади возле выхода из деревни, представляла собой одно из трёх старинных военных каноэ, являющихся памятниками истории народа Квакиутл (Kwakiutl). Карр охотно отождествляла себя с индейцами Западного берега и даже принимала участие в таких церемониях (запрещенных в те времена), как потлач!

Здесь я с разрешения моих дорогих читателей, позволю себе отклониться от главной темы, чтобы рассказать подробнее об этом древнем индейском обычае, являющимся частью истории этой земли, на которой мы теперь с вами, дорогие мои согорожане, живем!

Итак, Kwakiutl - это вакашский народ, проживающий на побережье Британской Колумбии в северо-западной части острова Ванкувер и прилегающем районе материкового побережья. Квакиутл говорят на языке кваквала. Исторически племя, как и многие другие племена Тихоокеанского региона, состояло из достаточно разрозненных самостоятельных групп, руководимых местными вождями и связанных воедино лишь общим языком и клановой системой. По прежнему проживают на своей исторической родине в Британской Колумбии.
Легендарный фотограф Эдварда С. Кёртиса (Edward S. Curtis) всерьез интересовался жизнью аборигенов. В 1914 году он снял этнографический документальный фильм "В краю охотников за головами. В краю воюющих каноэ." ("In the Land of the Head Hunters. In the Land of the War Canoes.") Этот фильм можно считать совместной работой с племенем квагуль, подразделением племени квакиутл. Он так же создал многотомный фотоальбом с фотографиями из жизни североамериканских индейцев.





















Изобретя потлач, они проводили за этим занятием большую часть своего времени. Потлач - состязательное разрушение собственности, проводимое до тех пор, пока один из соперников окончательно не разоряется и часто не умирает от стыда на месте. Само слово - в той форме, в которой оно вошло в английский - происходит от "патшатл", что на языке индейцев нутка значит "дар". (Слово "потлач" приобрело в американском английском жаргонный смысл "обжираловка". Подробнее о потлаче можно прочесть здесь. Социальная система, в основе которой лежало безвозмездное перераспределение накопленных богатств, была абсолютно непонятна и чужда европейцам, подчинившим себе индейцев. А потому и миссионеры, и правительственные чиновники по делам индейцев яростно ее преследовали и в своей массе индейское население отказалось от обычаев предков, но только не квакиутли! В этом племени, живущем на обращенном к материку побережье острова Ванкувер и континентальных землях с противоположной стороны пролива, празднование потлача продолжалось, невзирая на все и всякие запреты и постановления.
И тогда канадское правительство решило прибегнуть к силе. Первые судебные разбирательства по делам индейцев, уличенных в участии в потлаче, состоялись в 1919 году, в 1920-ом были вынесены первые серьезные приговоры. Но квакиутлы не сдавались. "Мы не усматриваем в этом обряде большого зла, писали индейцы в петиции канадскому правительству, потлач представляется нам праздником безопасным и желанным". Но что бы ни делали квакиутли - посылали ли делегацию в Оттаву, приглашали ли профессиональных юристов, обращались ли с петициями к правительству Канады - власти стояли на своем и потлач оставался строго запрещенным обычаем.
Прошло всего несколько лет и квакиутли выработали тактику успешной борьбы с властями. Начиная с 1927 года количество потлачей начинает быстро расти. Их не праздновали более открыто на берегах залива Алерт-Бэй, излюбленном месте агентов и полицейских. Вместо этого квакиутли уходили в труднодоступные деревни и там, вдалеке от властей предержащих, спокойно справляли потлач, как то завещали им предки. Наиболее популярным местом была деревня Гвайи в бухте Кингкам. Расположенная в шестидесяти милях от Алерт-Бэя, в двух милях вверх по течению мелкой, закоряженной речушки, которая полностью промерзала зимой, деревня оставалась вне пределов досягаемости властей.
Всему в природе свойственно возвращаться на кругии своя, вот и индейцы, в конце концов, вспомнили о культурном наследии своих предков. Начиная с пятидесятых годов стали возрождаться традиционные ремесла и художественные промыслы - искусная резьба по дереву, выделка причудливых масок и резных украшений из аргилита. Возродился из небытия и потлач, конечно не в том виде, каким он был когда-то. Но главное, что квакиютли сумели пронести сквозь все эти годы дух потлача - чистую и светлую радость праздника, радость дарить и получать подарки. Ведь "потлач" - значит "дар"...
Что же касается нас с вами, то заглядывая в прошлое и знакомясь ближе с культурой коренных жителей - индейцев, мы начинаем иначе смотреть на упомянутые произведения Эмили Карр!

Эмили Карр считала, что ее призвание как художницы состоит в отражении духовной энергии, присутствующей в окружающей природе. Творческий поиск способов передать в пейзаже ощущение движения и излучающейся энергии в конце концов увенчался успехом, когда художница выработала художественные приемы и подобрала материалы, необходимые для реализации ее творческого замысла. Она начинала рисовать на дешевой манильской бумаге белой малярной краской в которую добавляла красители и затем разводила скипидаром. Используя этот технический прием, она достигала эффекта прозрачности и флюидности, который дает акварель. При этом цветные краски не растекались по бумаге и цвет получался однородным. Кроме того, это давало художнице возможность более свободно и спонтанно творить на природе, запечатлевая в эмоциональных и вдохновенных образах лесов Британской Колумбии чувства и ощущения, пробуждаемые окружающей природой.

"Солнечный свет и буйство природы", около 1938 (бумага на картоне, масло)



С 1913 года Э. Карр начала рисовать места на тихоокеанском побережье Канады, которые населяли индейские племена. На ее картинах того периода изображены типичные поселения индейцев, а так же индейские тотемы. Художницу также притягивал своей красотой природный ландшафт побережья Британской Колумбии, которые она изображала на своих картинах.
В 1932 году Эмили Карр вступила в Общество канадских художников. В последующие годы ее творчество получило более широкое признание, к слову сказать в нем уже не присутствовала индейская тема и центральное место в творчестве художницы заняла природа. Рисуя пейзажи, Эмили Карр все чаще прибегала к художественным приемам, характерным для экспрессионизма.
Печально, что внеся столь огромный вклад в развитие искусства в родной провинции Британская Колумбия, ее первая персональная выставка состоялась лишь в возрасте 67 лет.
В 1937 году у Э. Карр обострились сердечные заболевания, в связи с чем она перестала заниматься живописью и посвятила себя написанию романов. Она умерла в 1945 году там же, где и родилась, в г. Виктория.
Один из самых известных колледжей искусства и дизайна в Канаде, носит имя этой замечательной художницы. Президент Колледжа Эмили Карр доктор Рон Бернетт около 10 лет добивался присвоения колледжу статуса университета. И вот, в 2008 году колледж был официально переименован в Emily Carr University of Art + Design.

Skidegate Beaver Pole, 1941-1942 (oil on canvas)



Некоторые другие работы Эмили Карр, я однажды показывала, рассказывая про выставку "Западные пейзажи".

По стопам Эмили Карр, интересовался аборигенным искусством Северо-Западного Берега и художник Джек Шедоб, оставивший так же значительный след в развитии искусства нашей провинции.
Джек Шедоб родился в Англии (Shoeburyness), в 1909 году. В 1914 году его семья эммигрировала в Канаду и поселилась в г. Виктории в провинции Британская Колумбия. Находившись под влиянием искусства Эмили Карр и the Group of Seven, в сочетании с его пристрастием создавать уличные зарисовки, повлияло на его решение стать художником. Он обучался в Нью-Йорке, Лондоне и Париже и в 1938 году начал преподавать в Ванкувере в Школе Искусств, что является важным фактором для развития абстракции и модернизма в этом регионе и в Канаде.
В время Второй Мировой Войны под его началом находились канадские военные художники, а так же фотографы концлагерей.
За более чем шесть десятилетий, Джек Шедбот пытался создать свой язык форм. Форма была центральной частью его искусства, и с ее помощью он пытался разбудить в человеке его память и воображение.
Произведения Шедбота относятся к модернистскому и пост модернистскому течениям, и напрямую связаны с Пикассо и сюреалистами Ньюйорской школы. Но вместе с этим, художник пытается опробовать язык современного искусства.
Примитивизм - центральный компонент его абстракций, и их корни кроются в местных реалиях. Его искусство было посвящено проблемам аборигенного искусства на Северо-Западном Побережье и представляют собой ландшафт Британской Колумбии.

Rite of Spring, 1967 & 1980 (Collage, oil on paper)



Invaders, 1949 - 1950



Voices, 1986 (acrylic on canvas) Photo: Tim Bonham



Honby Suite, 1969 (charcoal on paper)



Несколько других произведений Джека Шедбота я показывала, рассказывая про выставку "Enacting Abstraction".

Надеюсь, что прочитанная вами сегодня история, поможет легче ориентироваться на выставке и вы получите массу положительных эмоций, побывав в Арт-Галерее в один из летних вечеров. В заключение лишь напомню вам, уважаемые читатели, что по вторникам с 17 - 21 ч, вход в галерею за символическое пожертвование. Enjoy!

Вспомогательные источники: 1, 2, 3 (по материалам Никиты Бабенко).

искусство и мода, дочь, это интересно, писательство и графический дизайн, техника и транспорт, Ванкувер Канада, природа и животный мир, путешествия, события и люди

Previous post Next post
Up