Непальские дороги

Jan 22, 2014 22:18



Впечатления о Непале трудно унифицировать, так как это очень разнообразная страна. У меня, как и у большинства людей слышавших о Непале в голове вставали образы заснеженных 7 и 8 тысячников, но почти никакого впечатления о людях и природе. А там ведь огромное природное разнообразие: от тропических лесов, проходящих узкой полосой по югу страны, влажных широколиственных лесов, занимающих средние высоты до чудесных высокоствольных пихтовых лесов за которыми начинаются рододендроновые редколесья за которыми следует тундра и потом вечная мерзлота.
Однако сейчас хочется остановиться на одном сюжете, вернее впечатлении, которое так или иначе отражает впечатление о Непале в целом - это непальские дороги.
Итак. Дороги в Непале есть, не поспоришь, хотя в большинстве случаев они напоминают направления. Во время поездки далеко от Катманду мы не уезжали, поэтому судить о том, как устроены магистрали на западе и востоке страны не могу, а освоил только направления к югу от Катманду в сторону национальных парков Читван и Парса и к северу в сторону национального парка Лантанг, где располагается одноименный 7-тысячник.



Сначала в наши задачи входило посмотреть на обитателей тропиков, поэтому 1 января, взяв на прокат мотобайк (всего по 500 рупий в день+бензин, т.е. около 200 рублей получилось) рванули на юга. К слову, тут мы применили вьетнам-стайл и взяли небольшой 125 кубовый байк с возможностью воткнуть большой рюкзак между рулем и водителем. Так на него помещается еще и один пассажир (можно даже двух усадить, что явно потешает местных). Только в городе иногда цепляешь кого-нибудь этим рюкзаком, но это мелочи.



В долине Катманду дороги относительно ровные, хотя движение в городе и в непосредственной близости от него густое и хаотичное, важно научиться вклиниваться в щели между автобусами и мотобайками с грузовиками, вовремя убирая торчащие части и увертываясь от крупных соседей. Однако вскоре после выезда оказываешься на серпантине, на котором трудно найти ровные 50-100 метров дороги. Едут все медленно, но впечатлений для новичка в такой езде хватает, ибо асфальт есть далеко не везде, а с одной стороны от вас пропасть в несколько сотен метров, а с другой отвесная стена. Мало на каких еще дорогах мне приходилось видеть, где я буду ехать через час (это на другом склоне где-нибудь). И уж точно не хочется резко спуститься на пару дорожных оборотов вниз.



В целом на дорогах действуют два правила: по левой стороне едут преимущественно вперед, по правой - назад. У кого больше железа, тот и прав (хотя к чести водителей грузовиков и автобусов, они в целом обращают внимание на присутствие мелких козявок вокруг).
Грузовики и автобусы в Непале отличаются своей старостью, дряхлость и своеобразием раскраски. Но это вы, наверняка видели. Они ярко расписаны и на них всегда что-нибудь написано, типа See you (иногда даже сокращенно до C U) или Keep distance, в целом количество сюжетов ограничено, хотя определенно красит дороги.











Полицейские прикольные. У меня прав ни разу не спросили, хотя искренне удивлялись на постах (там есть пропускные посты, на которых записывают номер ТС при въезде в соседнюю область): «ooo, foreigner!!” Но вообще я не видел толп белолицых мототуристов, так что их удивление вполне оправдано.
При расчете времени перемещения стоит учитывать извилистость дорог. Фактически это значит, что 20 км вы едете не меньше часа, а в некоторых местах, особенно на перевалах они могут обратиться в два и более. По пути в Катманду мы спросили у одного местного на развилке, как ближе проехать в столицу. Он махнул в одну сторону, сказав, что так 120 км, а в другую сторону - типа 60, короткая дорожка, и почему-то ухмыльнулся. Потом, уже выбрав «короткую дорогу», я хорошо понял, к чему была эта ухмылка, ибо путь проходил по узкому серпантину шириной с полтора икаруса и поднимавшемуся вверх с 1500 до 3000 и так же стремительно спускавшемуся в долину Катманду. В итоге дорога заняла около 5 часов кручения руля влево и вправо. При подъеме с собой обязательно надо иметь бутылку-две бензина в багажнике, ибо он как-то быстро кончается и что-нибудь теплое, чтобы не отморозить все, что есть. Но зато в таких местах открываются совершенно потрясающие виды на горы.







Гостиницы по всем местам, где мы были можно найти без проблем, но с мотобайком можно забуриться глубоко в лес, кинуть его там на денек, разбить вокруг лагерь незаметно и гулять, сколько душе угодно.



После мы вернулись в Катманду и решили попробовать другой способ передвижения, так как собирались отправиться погулять по горкам в Лантанге. Задачи лезть высоко не было, тем более, что времени оставалось мало. Утром мы приехали на автовокзал, потолкались с местными и уселись на купленные места в комфортабельном 50+_20 местном автобусе. Затолкались все внутрь и со скрипом выехали из города на серпантин, ведущий на север. Это единственная магистраль, соединяющая эти точки местами вдрызг разбита, где-то ее регулярно сносят сели, где-то асфальта нет, и вы наблюдаете как перегруженный автобус (точно мой ровесник, может постарше), поскрипывая и прокручивая тормозами катит по пылюке вниз, а водитель поворачивает практически в последний момент. Про водителей и кондукторов отдельно: водители автобусов, на мой взгляд, должны владеть категорией «П» или «полный П», никак не меньше. Задачи, которые им приходится решать повсеместно точно выходят за рамки задач, решаемых водителями обычных икарусов на равнинах, так как просто проехать на описанном автобусе по описанному серпантину и никуда не свалиться (а гонят они не плохо, часто за 50) - задача, сложность которой выше среднего. При этом им приходится разъезжаться с другими такими же по габаритам автобусами и грузовиками, причем просто на дороге это как правило сделать трудно, нужно заранее прикинуть место, где машинки могут разминуться. По ходу движения кондуктор отдает сигналы водители при помощи простого стука о борт: один раз - «стой», два раза - «едем». Есть и другие сигналы. Во всех случаях кондуктор и водитель действуют как хорошая команда. Кондуктор, высовываясь на ходу из двери автобуса сигналами о борт сигнализирует водителю, как надо впритирку разъехаться с другим автобусом, сообщает, что надо забрать пассажира или остановиться для выгрузки или погрузки мешков с рисом, кур, коз, веников или других полезных в обиходе предметов.



Автомагистраль. Красная на карте.



Наш автобусик.



На любом автобусе есть приваренный багажник и лестницы, ведущие на крышу. Сразу по выезду из города. Когда полиция не видит, на него загружаются люди. Чем теплее снаружи и чем ярче светит солнышко, тем больше желающих покататься на крыше. Естественно, мы тоже развлекались таким образом, вылезая из окна или по лестнице наверх, когда погода позволяла. Иногда водитель выгружал верхних пассажиров перед постом полицейских и загружал их обратно в 50 м дальше, когда стражи, вроде как, не видят. Возможно, вы подумаете, что сверху катаются только озорные школьники и молодые ребята? Ничего подобного: вполне почтенного вида дедушки и бабушки с курами и вениками легко лезут на крышу.





По началу на крыше немного страшновато, особенно когда видишь, как нос автобуса задевая краем пропасть поворачивает прямо перед ней, но потом привыкаешь и наслаждаешься видами, успокаивая себя мыслью о том, что тут, в случае чего у тебя есть шанс, а вот внутри автобуса этого шанса точно нет. На мой взгляд, этот опыт очень хорошо способствует познанию ДАО, может быть лучше, чем любые другие, хотя другие я и не пробовал.





Надо отдать должное кондуктору, который на ходу проверяет билеты у проезжих на крыше. Периодически он подсаживается к симпатичному ему пассажиру, потрошит сигаретку, забивая в нее травку, смачно раскуривает и пересчитывает деньги, обеспечивая всеобщий комфорт и порядок на линии. Нашим кондукторам до них далеко.

Безусловно, наличие белых обезьян на крыше принесло им дополнительные очки в глазах аборигенов и вызвало улыбки и радость.



На обратной дороге путь нашему автобусу перекрыл грузовик, сломавшийся и вставший на краю обрыва. Так как на следующий день мы должны были лететь в Дели, то хотелось столкнуть его вниз, освободив таким образом проезд, но местные не разделяли этого мнения, собрав консилиум, они долго обсуждали что делать и кто виноват. В итоге, когда мимо проезжал небольшой грузовичок, который со скрежетом протиснулся между грузовиком и скалой, народ собрался, скинулся по 50 рупий, и доехал в кузове до ближайшего города, откуда нам повезло поймать маршрутку до Катманду.





Непал

Previous post Next post
Up