Мясо в рационе приматов и древних людей

Mar 13, 2012 19:48

Древнейшие остатки приматов известны с конца мелового периода (65 млн. лет назад). Наиболее примитивные представители этого отряда, вероятно, появились значительно раньше и успели «застать» вымерших ныне динозавров. Среди современных млекопитающих лишь тупайи напоминают по облику и образу жизни мезозойских предков. Эволюция приматов шла в направлении освоения древесных ярусов, где помимо насекомых они находили и поедали разнообразные плоды, как это делают лемуры и многие настоящие обезьяны. Лишь некоторые современные приматы питаются исключительно растительной пищей. К ним относятся относительно крупные обезьяны старого света: тонкотелы, лангуры, обезьяны носачи, орангутаны и самые большие человекообразные приматы - гориллы. Надо сказать, размер и вес горилл связан с листоядностью: ведь они тоже превратились в огромные сосуды по производству бактериальной флоры, перерабатывающей растительный корм. Наши ближайшие родственники, шимпанзе, питаются фруктами, однако они используют любую возможность подкрепиться животным белком и поедают термитов, муравьев и их куколки, личинок жуков, мелких позвоночных животных. Австралопитеки (Australopithecus spp.), освоившие просторы африканских саванн 3-4 миллиона лет назад и вставшие на ноги, вряд ли были такими же умелыми охотниками, как более продвинутые виды рода Homo. Однако они могли собирать, личинок жуков, сверчков, термитов и мелких позвоночных. Принято считать, что прародители людей перешли к охоте через питание падалью. Однако похоже, что этот этап древние приматы пропустили, сразу начав активно охотиться и постепенно увеличивая долю добытой таким образом пищи. В пользу этого свидетельствует то, что современные человекообразные обезьяны, в частности шимпанзе, никогда не едят падаль, хотя очень любят свежее мясо, добытое собственным трудом или отнятое у сородичей. Шимпанзе регулярно устраивают загонные охоты на мелких обезьян колобусов или даже на более крупных наземных млекопитающих (Гуддол, 1992), а отказ от падали объясняется тем, что гниющее мясо, даже если оно пролежало относительно недолго, содержит микрофлору, которая может отрицательно повлиять на микрофлору кишечника, нарушить пищеварение или даже вызвать серьезные заболевания (Ragir и др., 2000).
Теперь перейдем к тому, чем питались наши предки. Ответить на этот вопрос можно, изучив кости, оставленные в пещерах десятки тысяч лет назад. Подобные пещеры часто содержат останки оленей, носорогов, морских млекопитающих, мамонтов и других животных. Безусловно, раздробленные кости, и кости со следами применения каменных орудий свидетельствуют о том, что мясо входило в рацион древних людей, но не говорят о том. как часто это происходило. Тем не менее, современные исследования дают ответ и на этот, трудный казалось бы, вопрос. Метод изотопного анализа основан на измерении концентрации тяжелых изотопов углерода С13 и азота N15, накапливающихся в организме любого животного, хотя и в меньших количествах, чем более распространенные изотопы С12 и N14. Так как хищники обычно питаются растительноядными жертвами, то концентрация тяжелого изотопа азота у них выше, чем у травоядных и даже всеядных животных. Оказалось, что соотношение тяжелых и легких изотопов азота и углерода у неандертальцев, представителей родственного нам вида, обитавших в различных частях Западной Европы и сосуществовавших с современными людьми «всего» 40-60 тысяч лет назад, близки к таковым у других хищников, обитавших вместе с ними и стоящих на вершине пищевой пирамиды. Если быть точным, то данные исследований говорят о том, что гиены питались преимущественно копытными среднего размерного класса, такими как лошади, олени и быки, а в рацион неандертальцев входили крупные животные: мамонт и шерстистый носорог (Bocherens и др., 2005). Аналогичные исследования доисторических людей нашего вида демонстрируют, что люди, обитающие на островах и побережье, питались практически исключительно рыбой и морскими млекопитающими. В подобных работах также показано, что рацион людей «разумных» и неандертальцев был весьма сходен, что могло послужить причиной конкуренции двух близких видов (Fabre и др, 2011) и в итоге привело к истреблению одного из видов (Vendraminy, 2007). Похоже, что неандертальцы, физически и физиологически приспособленные к выживанию в холодном европейском климате испытывали постоянную необходимость в высокоэнергетической пище, поэтому были охотниками даже в большей степени, чем доисторические люди нашего вида (Homo sapiens) (Eaton, 2006). По данным анализов костной такни, рацион неандертальцев на 97 % состоял из мяса, в то время как доля употребления растительной пищи доисторическими африканцами составляла приблизительно 50 % (Eaton, 2006). Отчасти эти различия можно объяснить разницей в местообитании. Древние «европейцы», вне зависимости от видовой принадлежности, нуждались в высокой по своим энергетическим свойствам мясной пище, а растительные компоненты не могли удовлетворить эти потребности (Cordain и др., 2002).
Сейчас сложно сказать, когда люди перешли от собирательства к активной охоте, однако, так как неандертальцы и древние люди нашего вида уже были настоящими охотниками, мы можем предположить, что этот этап преодолели их общие предки - прямоходящие люди (Homo erectus), значительно более древний вид, обладавший относительно примитивными орудиями. По некоторым данным люди этого вида регулярно справлялись даже с такой крупной добычей как прямобивневый лесной слон (Elephas antiquus) (Ben-Dor, и др., 2011). Таким образом, доисторические люди, жившие 50-100 тыс. лет назад, были умелыми охотниками, о чем, в частности, свидетельствует наличие разнообразных остатков орудий (наконечники копий, стрел, гарпуны) и более поздние наскальные рисунки наших прямых предков. В любом случае, стали бы древние люди охотиться на крупных и опасных млекопитающих, если бы все энергетические запросы можно компенсировать подножным кормом: беспозвоночными животными, кореньями, плодами и листвой?

Литература

Ben-Dor, M., Gopher, A., Hershkovitz, I., Barkai, R. 2011 Man the Fat Hunter: The Demise of Homo erectus and the Emergence of a New Hominin Lineage in the Middle Pleistocene (ca. 400 kyr) Levant PLoS ONE 6:1-12.
Bocherens, H., Drucker, D.G., Billiou, D., Patou-Mathis, M., Vandermeersch, B., 2005. Isotopic evidence for diet and subsistence pattern of the Saint-Césaire I Neanderthal: review and use of a multi-source mixing model Journal of Human Evolution 49:71-87.
Cordain, L., Eaton, S.B., Miller, B.J., Mann, N., Hill, K. 2002. The paradoxical nature of hunter-gatherer diets: Meat based, yet non-atherogenic. European Journal of Clinical Nutrition 56:42-52.
Eaton, S.B. 2006. The ancestral human diet: what was it and should it be a paradigm for contemporary nutrition? Proceedings of the Nutrition Society, 65:1-6.
Fabre, V., Condemi S, Degioanni A. and Herrscher A. 2011. Neanderthals versus Modern Humans: Evidence for Resource Competition from Isotopic Modelling. International Journal of Evolutionary Biology 2011:1-16.
Гудолл, Дж. 1992. Шимпанзе в природе: поведение. Москва: Мир.
Previous post Next post
Up