Религия не моя тема, но зачитался я американскими дипломатическими телеграммами за начало 1945 года. Кеннан, как всегда, интересно, собака, пишет, поэтому захотелось закрепить в голове выловленную из госдеповских депеш информацию про Поместный Собор, что прошел в феврале 1945 года в Москве. Не размазывая елей по амвону, сразу перечислю лиц, на которые стоит обратить внимание:
1. Карпов Георгий Григорьевич, генерал-майор НКГБ, в 1943-60 годах - председатель Совета по делам РПЦ при СНК СССР. Был единственным советским официальным лицом на выборном Поместном Соборе.
2. Митрополит Феофил - митрополит всея Америки и Канады. Был преемником митрополита Платона, который был подвергнут прещению со стороны Священного Синода РПЦ. Заняв место Платона, Феофил тем самым подвел себя под аналогичные санкции Московского Патриархата (МП). То есть, в 1945 с точки зрения РПЦ он был раскольником и схизматиком. Вроде мелочь, но за ним стояли почти все североамериканские приходы. Когда американский митрополит вошел в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах (РПЦ Заграницей), ему и его подчиненным вдобавок прописали запрещение в священослужении. В 1945 году Феофил был болен и отправил вместо себя на Поместный Собор 4-х делегатов, приехать из которых смогли только двое, и то опоздали (самолет сел в Красноярске, добирались поездом, в Москве 10-17 февраля 1945). Хотя какой был смысл в их присутствии?
3. Экзарх Вениамин, митрополит Алеутский и Североамериканский. В 1920 году присоединился к Белому движению (Крым, Врангель), был епископом армии и флота ВСЮР (Русской Армии). В эмиграции остался верным Московскому Патриархату, дал подписку о лояльности советской власти, окормлял немногочисленные приходы МП в Западной Европе. В 1933 году МП направил его в США, и там Вениамин возглавил американский экзархат РПЦ. Определение слова «экзархат» вы подсмотрите в Гугле - я же понимаю это как рейдерский плацдарм, который МП создал в Северной Америке для возврата своих утерянных позиций в США и Канаде. Если смотреть на титулы Вениамина и Феофила, то, протерев глаза, понимаешь, что это две конкурирующие фирмы, борющиеся за один и тот же ресурс (как Отто Куусинен в Финляндии в 1940 году, президент СССР в декабре 1991 года или dummy company "БайкалФинансГруп" в 2004). Только у раскольника Феофила имелись 250 приходов (358 - уточняет в комментариях FRUS историк-составитель), а у «красного архиерея» Вениамина всего 13 (в 1933 - 13, в 1945 - 30, в 1947 - 50, в 1947 он уехал в СССР). Отсюда и многолетняя тяжба за церковную недвижимость.
**
Тридцать первого января начал свою работу Поместный Собор. Сорока четырем делегатам предстояло выбрать нового патриарха взамен усопшего 15 мая 1944 года патриарха Сергия. Митрополит Феофил был среди приглашенных, а это означало, по мнению Госдепа (Грю), что МП нацелился на воссоединение осколков РПЦ, вследствие чего американские суды по текущим искам определят нового собственника оспариваемых церквей и прочего церковного имущества [Грю как практичный американец сразу пошел по следу денег]. Были приглашены основные четверо патриархов. Приехали представители Румынской и Югославской национальных церквей. Греков (Элладская православная церковь) не пригласили! Также не пригласили Болгарскую церковь, но их-то понятно за что: они тогда всё еще считались схизматиками аж с 1872 года, когда Вселенский Константинопольский Патриархат их объявил раскольниками (в феврале КП согласился аннулировать свое решение, и 22 июня 1945 года была воссоздана автокефалия Болгарской церкви). Приглашенных католикоса армян Каллистрата и алеутчанина Вениамина Кеннан охарактеризовал как «зависимых от русской церкви».
Первый день Поместного Собора прошел в одной из второстепенных церквей Москвы (Храм Воскресения Христова в Сокольниках). Служба была проведена неровно, неуверенно. Чувствовался недостаток практики. Священники нервничали. С потолка капала вода. После службы были произнесены приветственные речи, включая представителя советского правительства и патриарха Александрийского.
Второго февраля на второй встрече прошло голосование, в результате которого со счетом 44:0 был избран патриарх Алексий, местоблюститель (locum tenens, или и.о. по-нашему) патриаршего престола после смерти Сергия. Кеннан напоминает, что после смерти Тихона в 1925 выборы нового патриарха были запрещены до 1943 года и что выборы Сергия (в отличие от выборов Алексия) прошли в тихой незаметной обстановке, без фанфар, фотографов и иностранных гостей. По мнению Кеннана эти выборы патриарха суть сознательная политика советских властей, желающих получить дополнительный канал своего влияния вовне через православных граждан других государств и влезть в ближневосточные дела через собственность и существующие привилегии РПЦ. На тот момент (2 февраля) избрание Алексия было слабо освещено в советской прессе: только правительственный орган «Известия» разместил новость об этом. Кеннан отметил присутствие на выборах большого количества тех фоторепортеров и кинооператоров, которые обычно готовят материалы для распространения только за пределами СССР, и что они очень много внимания в своей съемке уделяли Вениамину. Вход в церковь для простых советских граждан был запрещен. Присутствовали только иностранцы и работники спецслужб.
Самым интересным делегатом, с точки зрения Кеннана, был Вениамин. Он был единственным «нерусским» с правом голоса [Кеннан написал «non-Russian». Учитывая то, что для американцев порой «русский» и «советский» одно и то же, трудно правильно перевести этот кусок. Вениамин был этническим русским, но он не был советским гражданином. Значит «несоветский»? Но его епархия находилась в прямом административном управлении МП. То есть, он был «русским советским несоветским»?]. Кеннан напоминает, что схизматика Феофила тоже пригласили, но, как отметил в разговоре с поверенным делам посольства США один священник, примирение представляет из себя сложный и длительный процесс, который включает в себя фазы приезда в Москву, покаяния, признания своих ошибок, лишения сана, ухода в монастырь и возвращения в прежний сан постепенно. [«Нельзя просто так взять и примирить Алексия с Феофилом!»] . Феофил контролировал всю собственность РПЦ в США и Канаде, и если бы Вениамину удалось добиться отречения Феофила в свою пользу, то это наделило бы его и его митрополитский округ тем материальным престижем, который более соответствует его положению в церковной иерархии (в иерархии РПЦ Вениамин занимал тогда четвертое место, оставаясь нищим как церковная мышь).
Четвертого февраля прошла интронизация нового патриарха в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове [расположенную тогда в северных предместьях Москвы - так написал Кеннан; в оригинале «on the northern outskirts of Moscow»; сейчас же это москвичи считают центром Москвы, м. Бауманская; считать ли эту ошибку географическим кретинизмом Кеннана?]. С 1943 это была главная патриаршая церковь. Кеннан отметил большое милицейское оцепление. Внутри только иностранцы и священники, много фотографов. В тот же день патриарх дал формальный ужин в гостинице «Метрополь».
Кеннан подозревал советские власти в желании использовать РПЦ в своей внешней политике. Как подтверждение своего опасения он упоминает первые два обращения Собора, что были опубликованы в московской «Правде» (это партийная газета в отличие от правительственных «Известий») 6 февраля. В первом сообщении Собор обратился к христианам всего мира, гневно осуждая всех тех, кто выступал за снисхождение к оступившимся немцам. Такие стремления к умеренности и мягкосердечности были названы «чудовищным извращением святого учения нашего Спасителя». [«Не подставляй вторую щеку,
мочи немчонка!» В это время РККА захватила почти всю Восточную Пруссию, прижав вермахт к
Кенигсбергу, Фришес хафф и Замланду, и тысячи немецких беженцев ступили на лёд залива; до статьи Александрова Г.Ф. «Товарищ Эренбург упрощает» оставалось 9 недель]. Во втором, адресованном священникам РПЦ, встречались выражения, одиозные для советского печатного языка, наподобие «Царства Господнего на земле», «подчинение власти, данной нам Богом», «Святое Писание», «таинства исповеди и евхаристии». Представляю себе, как инстинктивно и нервно дёргались редакторы и наборщики.
Седьмого февраля был дан концерт церковной музыки в Московской консерватории, что также вызывало неловкие чувства всеобщей смущенности среди обилеченных, так как религиозные деятели видели в этом выступлении профанацию пения, предназначенного только для богослужения, а советские чиновники вели себя словно рыба, выброшенная на берег. Новый патриарх сидел в ложе для почетных гостей вместе с Карповым, которого в шутку теперь называли в Москве Наркомбогом. Концерт перекликался с недавно вышедшим фильмом про Ивана Грозного, который был наполнен под завязку религиозными символами и который встретил положительные рецензии в советской прессе.
В тот же день Вениамин встречался с Кеннаном в американском посольстве и просил содействовать примирению Феофила с МП РПЦ, сказав, что существующий раскол приводит к враждебности американских прихожан в отношении СССР, а американские приходы становятся источником антисоветских настроений и высказываний внутри США, что отрицательно влияет уже на советско-американские отношения через мнения всего американского общества. Вениамин лично сталкивался с этой враждебностью американских православных, которые видели в нем агента Кремля, «красного архиерея». Интересно также отметить то, что советский паспорт Вениамин получил только в июле 1945 года, а до этого он был «беспачпортным бродягой в человечество», т.е. человеком без гражданства. У него был паспорт Нансена (Нансенов паспорт, Nansen passport), который выдавался Лигой Наций перемещающимся беженцам. Такие паспорта признавались правительствами 52 государств. Их было выдано 800,000. Преимущественно русским эмигрантам после того, как Ленин лишил их советского гражданства в 1921 году.
[конец]
Источник: [FRUS, 1945, volume V, pp.1111-1125]
P.S. На вечно заблокированном ресурсе появилась кинохроника с Поместного Собора. 34 минуты. Называется "Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1945 году".