Четырнадцатая глава 010

Jul 24, 2014 10:01

3. Какова тогда может быть роль международных организаций, в особенности ООН, в деле обуздания растущего беспорядка и распространения ядерного оружия? С 1980-х годов Организация Объединенных Наций успешно помогла завершить, или сильно ограничить, конфликты в Эль-Сальвадоре, Анголе (где именно ООН эвакуировала кубинские войска) и Камбодже, а также Ирано-иракскую войну. Организация также наблюдала за выводом советских войск из Афганистана. Голубые каски, силы ООН по поддержанию мира, заслужили свою Нобелевскую премию мира в 1988 году. Другие их усилия, а это было весьма заметно в Африке и Боснии, закончились фиаско.

Основная проблема ООН проистекала не из самого процесса поддержания мира, но исходила от ее членов-государств, особенно от США и РФ. Некоторые американские граждане считали, что ООН - это всемирная теория заговора, нацеленная на создание международного правительства, которое потом захватит рычаги управления над самим Штатами. Влияние подобных конспирологических взглядов достигло таких высот, что, когда в 1995 году устраивались праздничные мероприятия в честь пятидесятилетия Хартии ООН в месте ее рождения, в Сан-Франциско, то ни один выборный чиновник-республиканец, даже губернатор Калифорнии, не посетил их. Эти американские критики нашли для себя достойных коллег среди русских, которые, словами главы коммунистической партии, осуждали «наднациональные организации, требующие для себя право вмешиваться во внутренние дела государств» (*44). В реальности же пребывая далеко от любых секретных заговоров по инфильтрации правительств и захвату, скажем, Айдахо, Индианы или Башкирии, к середине 90-х годов ООН по сути была предбанкротной организацией, страдающей от многочисленных неурядиц и отягощенной бюрократией, в рядах которой самыми продуктивными сотрудниками (согласно одному репортеру) были «работники кафетерия на раздаче еды» (*45).

После начального энтузиазма и надежды на то, что Объединенные Нации разделят с ним часть его американской внешнеполитической ноши, президент Билл Клинтон стал более критично относиться к этой организации. Соединенные Штаты, в действительности же, были тяжелейшими гирями на ногах ООН и причиной ее предбанкротного состояния. Американцы были должны этой организации миллиард долларов, но до 2000 года Конгресс отказывался платить, и несколько президентов подряд проявляли мало интереса к тому, чтобы возместить убытки. Один острый на язык британский дипломат, вспоминая проблемы собственной страны в 1776 году, обвинил американцев, что те желали «представительства без налогов». Коллективная безопасность, однако, никогда не была популярна среди американцев, если только они сами не могли собирать на нее со всех участников средства и определять, что именно они будут защищать.

4. Способен ли мир периода после Холодной войны справиться с возможно самой своей серьезной угрозой - разрушением окружающей среды? По мере того, как оканчивалась Холодная война, то внимание всего мира постепенно смещалось на другие, не менее смертоносные, угрозы: ядерные катастрофы (такие как авария в Чернобыле 1986 года, равно как еще три радиоактивные утечки в России в одном лишь 1993 году), обширные разливы нефти и разрушительную Войну в заливе («почти апокалипсис» - именно так описывались массовые пожары на кувейтских нефтяных полях, подожженные отступающими иракцами, после чего небо всего региона на протяжении нескольких недель затянули черные облака). В Сомали и Руанде десятки тысяч человек погибли, став жертвами не только межклановой войны, но и высокой рождаемости, помноженной на голод, вызванный засухой и, что характерно для Сомали, быстрым сокращением площади плодородной земли.

Россия стала экологической катастрофой, которая несла угрозу своим соседям. Выдающийся русский биолог Яблоков А.В. отмечал, что регионы, в которых проживала половина всего населения бывшего Советского Союза, по сути были зонами кризисного состояния: «Каждый третий человек … имел рак». На Южном Урале, где долгое время проводились ядерные испытания, четверо из пяти жителей в сельской местности страдали от хронических болезней, и исходя из этого одна врач пришла к выводу, что «генетический код проживающих там татар так изменился», что дети стали рождаться с телесными отклонениями или хроническими заболеваниями. «У нас нет будущего» - восклицала врач - «Наша генетика перенесла такой удар, что целые поколения наших потомков не смогут избежать этого проклятия» (*46).

Соединенные Штаты не были защищены от подобных кризисов. Канадско-американские усилия по прекращению сброса промышленных и сельскохозяйственных токсинов в Великие озёра по большей части провалились. Ученые обвиняли токсины за возросший уровень бесплодия мужчин, физическую инвалидность детей и рак груди женщин. Соединенные Штаты также были крупнейшим источником отработанных газов, таких как диоксид углерода, что поступали в атмосферу. Не смотря на Декларацию в Рио от 1992 года о контроле над подобными выбросами, до 2010 года американцы продолжат нести пальму первенства в этой сфере - и выпускать в воздух на 800,000 тонн больше, чем в 1990 году. Попытки корпораций вывести свои грязные производства в развивающиеся страны, такие как Мексика, только усилят аналогичный экологический кризис в этой стране, в то время, как токсины продолжат распространяться через границу в северном направлении (*47).

Экологические катастрофы таким образом формируют повестку дня для международной общественности по мере того, как глобальная деревня становится взаимозависимой. В период между 1960 и 2000 годами часть источников ресурсов успела истощиться, а мировое население удвоилось с 3 до 6 миллиардов людей. Ожидается, что к 2050 году эта цифра достигнет отметки в 10 миллиардов, и выпускники колледжей 2005 года будут вынуждены жить в условиях, опосредованных этими результатами и последствиями. Только лишь международное сотрудничество может эффективно совладать с этим ростом и помочь тому полумиллиарду людей, которые уже сейчас живут в абсолютной нищете. Еще в 1980 году один европейский эксперт пришел к выводу, что если бы весь мир был одной деревней, где проживало 1000 человек, то у 240 них не будет достаточного количества еды (*48).

Холодная война не была холодной. Около 21 миллиона человек погибли в войнах между 1945 и 1990 годами, по большей части потери пришлись на развивающиеся страны. Изменились только лишь причины войны, но не их последствия. «Большая часть войн этого столетия была из-за нефти» - заявил один эксперт - «а вот войны следующего столетия будут начинаться из-за воды». В течение следующих 10 лет потребуется потратить 800 миллиардов долларов на водяные проекты во всем мире, но крупнейший вкладчик, Всемирный банк, сможет предоставить только 40 миллиардов (*49).

А пока развивающийся мир продолжит требовать все больше и больше ископаемого топлива для процесса своей индустриализации. И тем самым все больше токсинов и отработанных газов будут поступать в атмосферу. Ожидается, что КНР сменит США, став крупнейшим источником «парниковых» газов, которые приводят к нагреванию атмосферы. Ученые все еще спорят вокруг того, что именно послужило причиной значительного глобального потепления, которое произошло в 20 веке (другой возможной причиной является постоянная вырубка лесов на территории, равной штату Вирджиния, каждый год. Вполне логично, что эта деятельность приводит к эрозии почвы, которая каждый год выводит из оборота 17 миллионов акров земли, что только усиливает проблему голода). Эксперты, однако, соглашаются, что каковой бы не была истинная причина, потепление может привести к таянию ледников и полярных шапок, что поднимет уровень мирового океана, и вполне возможно, что через 25 лет пляжи Восточного побережья США уйдут под воду (*50). И следовательно снова возникает вопрос, а может ли самая богатая и технологически развитая страна в мире проявить политические таланты для разрешения подобного внешнеполитического кризиса.

lafeber walter

Previous post Next post
Up