Таким образом, на политику администрации внутри страны обрушился вал серьезной критики. Большую часть критиков заботила эволюция шаблона, по которому осуществлялось американское вмешательство во всем мире, и последующие оправдания, исходящие из официальных источников. В этом смысле Санто-Доминго стал миниатюрной копией Южного Вьетнама. Во время президентской кампании 1964 года Джонсон ответил на требования Голдуотера начать бомбардировку Северного Вьетнама следующей ремаркой от 25 сентября: «Мы не пойдем на север и мы не будем бомбить север на данном этапе», потому что «я хочу сперва поразмыслить о том, что случится, если мы отправим наших американских парней на войну с 700 миллионами китайцев». В тот же день, однако, Уильям П. Банди, помощник госсекретаря по делам Дальнего Востока, дал свой комментарий: «Расширение зоны военных действий за пределы Южного Вьетнама … может стать для нас вынужденной мерой, и к этому нас вынудит возросшее давление со стороны коммунистов». Банди оказался более точным пророком. В то время как Джонсон занимался своей кампанией, его ближайшие советники уже решили, что бомбардировка Северного Вьетнама неминуема. Были составлены списки целей, начало бомбардировки было намечено на начало 1965 года, и оставалось получить всего лишь согласие президента, которое было неизбежным, как полагали его советники. Также эти консультанты прекрасно понимали, что эта бомбежка будет всего лишь временной стабилизирующей мерой, достаточной для того, чтобы поддержать сменяющие друг друга южновьетнамские режимы до того момента, когда американские наземные войска можно будет ввести в бой (*43).
8 февраля 1965 года начались рейды бомбардировочной авиации в Северном Вьетнаме. Предлогом послужила атака Вьетминя на американский лагерь, расположенный в Плейку, что привело к гибели нескольких американцев; это было одно из серии нападений на американские базы, которые продолжались с осени. В марте президент начал операцию «Раскаты грома», долгосрочную систематическую программу бомбардировки Севера. Кёртис ЛеМей, начальник штаба ВВС, думал тогда следующее: «Мы били по мухам, тогда как нам следовало сперва разобраться с той кучей навоза, что привлекала этих самых мух». К апрелю, однако, бомбардировка только усилила сопротивление Ханоя. Джонсон отдал приказ о вводе чуть более 20,000 американских солдат во Вьетнам, и на сей раз у них были инструкции вступать в боевые действия. Неотвратимая логика взятых обязательств становилась все более очевидной. Около 100,000 солдат были отправлены во Вьетнам за 4 месяца. Эскалация конфликта спасла шатающееся правительство Южного Вьетнама, но за это пришлось заплатить невообразимую цену.
Целями операции «Раскаты грома» стало перерезать линии снабжения из Северного Вьетнама и помочь стабилизировать Южный Вьетнам политически. Ни одна из этих целей не была достигнута. Ханой, благодаря помощи СССР и Китая, легко догонял США после очередного витка эскалации, выравнивая соотношение сил шаг за шагом, отправив 60,000 человек в Южный Вьетнам в 1966 году (что было в 3 раза больше, чем в 1965 году) и увеличив ежедневный объем поставок грузов военного назначения на 150 процентов. Бомбежка не оказала какого-либо значительного эффекта на примитивные пути транспортного сообщения, от которых требовалось всего лишь перевезти 6 тонн груза в сутки (объем, который могут перенести несколько сотен человек), чего было достаточно для пополнения припасов Вьетминя. Бомбардировки на севере и юге, кроме того, возможно, приводили к гибели двух гражданских на одного солдата Вьетминя согласно одной оценке; американско-вьетамские поисково-карательные операции на земле, возможно, имели соотношение 6 гражданских на одного солдата Вьетминя (*44). Наземные столкновения ужесточились, и американцам пришлось нести основную ношу. В апреле 1966 года впервые во время боевых действий погибло больше американских солдат чем южновьетнамцев.
В политическом поле перспективы улучшились лишь слегка. В июне 1965 года к власти в качестве премьера пришел военный деятель вице-маршал авиации Нгуен Као Ки. Будучи уроженцем Северного Вьетнама, который сражался на стороне французов против борцов за независимость Вьетнама и позднее широко и публично восхвалял Адольфа Гитлера, не смотря ни на что все же был тепло принят американскими чиновниками, потому что тот пообещал им обеспечить требуемую политическую стабильность. Но рост дезертирства из армии Южного Вьетнама продолжался. Инфляция и коррупция, проявляющиеся практически в унисон и в пропорциях, соответствующих объемам вложенных американских усилий, подкосили экономику Южного Вьетнама. В феврале 1966 года МакНамара допустил, что, даже если бомбами будет уничтожена вся система электроснабжения, все плотины, гавани и нефтедобыча Северного Вьетнама, «они все равно смогут продолжить поставлять сюда людей и необходимые припасы для поддержания операций на Юге на определенном уровне» (*45).
Эти провалы и катастрофы были видны в 1966 году любому американцу, которому было не все равно. Очень часто картина размывалась статистикой, изливаемой из Вашингтона, большая часть которой просто вводила в заблуждение. «Аh, les statistiques» - вьетнамский генерал как-то раз объяснял одному американцу - «Ваш министр обороны обожает статистику. Мы, вьетнамцы, можем дать ему все, что он захочет. Если он хочет, чтобы цифры росли, то они будут расти. Если он хочет, чтобы они шли вниз, то они упадут» (*46). Взгляд на события также был искажен разнообразными мирными инициативами. 7 апреля 1965 года президент Джонсон дал речь в Университете Джона Хопкинса. В ней он предложил провести «безоговорочные переговоры», как он сам их назвал, и создать Банк азиатского развития для мирного восстановления. В действительности же мирные переговоры были невозможны с американской точки зрения из-за ухудшающейся военной ситуации. Более того, во время своих первых месяцев в президентском кабинете Джонсон дал понять, что нейтрализации Южного Вьетнама никогда не будет. Эта установка на корню подрубала его призывы к «безоговорочным переговорам» (*47).
Со своей стороны северовьетнамцев не устроило бы ничего, кроме как полного вывода американских войск и объединения страны на их условиях. Они не хотели вновь быть преданными, как с их точки зрения это случилось на Женевской конференции в 1954 году. К 1965 году вьетнамская гражданская война не могла завершиться компромиссом, так же как и американская гражданская война за сто лет до этого.
Белый дом теперь нацелился только на получение военной победы, потому что, как только эта азиатская нация пала бы перед «коммунизмом» (гибкий термин, применяемый к любым революционерам, будь то из Китая или Ирака, из Кубы или Санто-Доминго) или станет неустойчиво нейтрализованной, то уровень американской свободы в мире уменьшится и коммунизм займет выгодный плацдарм, с которого будет легко свалить оставшиеся «костяшки домино». В этом смысле врагом в1960-е гг. был Китай. С одной стороны администрация Джонсона считала, что внутренние трудности не позволят Китаю вмешаться в дела Вьетнама, пока бои шли далеко от их границ. С другой стороны, «над этой войной - как и над всей Азией - нависает другая реальность: растущая тень коммунистического Китая», так говорил президент, обращаясь к нации в своей речи в Университете Джона Хопкинса. «Противостояние во Вьетнаме является частью более обширного внешнеполитического поведения, преследующего агрессивные цели». В том же месяце МакНамара более подробно объяснил в приватных беседах причину, по которой Соединенные Штаты находились во Вьетнаме.
(*43) Pentagon Papers, pp. 307-342; McNamara, et. al., Argument Without End, pp. 205-217 - к вопросу о замешательстве в обоих Вашингтоне и Ханое.
(*44) Roger Hilsman, To Move a Nation (New York, 1965), p. 530.
(*45) The New York Times, February 16, 1966, p.1.
(*46) Hilsman, To Move a Nation, p. 523.
(*47) Pentagon Papers, pp. 285-286, в особенности см. телеграмму от президента к Лоджу от 20 марта 1964 года, Document No. 65.
[1965 год; Линдон Джонсон с Объединенным комитетом начальников штабов выбирает цели для "Раскатов грома"]