Посмотрел сейчас эту свалку. …
Во первых, принято решение о строительстве мусороперерабатывающих заводов. …
Прямая Линия Путина, 15 июня, 2017
Эта фраза из выступления Путина перед Федеральным собранием в марте 2019 года. «Раскачиваться некогда, надо работать». Наэлектризовал чиновников. Заряда в аккумуляторах чиновников хватило тогда, наверно, на пару дней. В принципе каждый год президент пытается «дать прикурить» своей системе. Применяются разные бодрящие слова пинком под зад, но смысл лозунга прежний. «Мы не спим на собраниях, а движемся». «Помоги президенту не раскачиваться и не рассиживаться».
В испанском языке такой политический прием называют «gatopardismo» [«gatopardism» в английском]. Этот термин был придуман сицилийским писателем Джузеппе Томази ди Лампедуса (Giuseppe Tomasi di Lampedusa) в его книге «Гепард» (1958). [Дословно: El gato pardo - черный кот, гепард или оцелот]. В термине заключен парадокс: «Чтобы всё оставалось как прежде, надо что-то изменить». Аналог в русском не могу сейчас вспомнить. Речь идет про косметические изменения. Власть декларирует серьезные реформы, но отделывается небольшими полумерами, которые сохраняют прежний статус-кво. Хочется движухи без движения. У недовольного чем-то населения создается иллюзия прогресса, и его недовольство временно спадает. В борделе переставляют кровати. Кружится хоровод в игре «музыкальные стулья», когда плохих руководителей не увольняют, а переводят на другое место работы. Власть создает видимость кипучей деятельности, но спустя годы виден пшик всех этих мусорных реформ Нашандры Шредингера.
Хочется движухи. Как только начинается движуха, всё свистит у виска: и секунды, и пули.
Прямая линия Путина, 19 декабря 2024.
Я рискну и предположу, что в английском языке аналогом будет неприлично звучащая «pussyfooting». «Вилять вокруг и около». Ступать осторожно, не совершать резких движений, осторожничать. Вести себя как настороженный кот. Обратный перевод на испанский дает на выражение «con pies de plomo» [ходить на свинцовых ногах; т.е. медленно, осторожно].
Этим лампедусианским термином описывают лисьи действия Франко в июле 1945. Союзники уже победили в Европе. Каудильо еще после Сталинграда и Тунецграда почуял, куда ветер дул, и заранее подкрашивал свой режим тончиком, чтобы случайно по инерции не соснуть от антифашистов. 17 июля началась Потсдамская конференция. Именно в эти дни (17-18 июля) испанский фальшивый «парламент» [Испанские Кортесы; Las Cortes Españolas; без депутатов, но с прокурорами] принял очередной фундаментальный закон франкистского периода [всего было восемь т.н. «фундаментальных законов»]. «El Fuero de los españoles». Это что-то типа конституции или основного закона. «Кодекс испанцев». В этом законе перечисляются права и обязанности испанцев не как граждан, а как человеческих личностей [persona humana]. Перечислением прав «личностей» каудильо пытался показать всему миру органичный демократический и католический характер его диктатуры. В этом Основном законе перечислялись основные гражданские свободы, которые уже существовали в Конституциях демократий мира. El Fuero как бы копировал их, подражал им. Однако, на этом процесс подражательства резко останавливался. В Испании не было «граждан». [«Гондурас - не республика. И король нам не нужен»]. Защита гражданских свобод не развивалась далее на законодательном и процессуальном уровне. Эту защиту останавливала своевременная затычка-условие в Основном законе: «пользование правами не должно нарушать фундаментальные принципы Государства». Гражданский терроризм через злоупотребления правом не пройдет.
«Что касается экологии, Денис Валентинович, заводы, которые мы планировали, по переработке отходов, где заводы? «Ростех» должен был их строить?»
Путин, 5 декабря 2024.