Короли против тоталитаризма

Dec 14, 2024 13:26


Король Альфонс Тринадцатый Бурбон потерял трон в 1931 и бежал в Италию. В 1941 он умер в Риме из-за сердечной недостаточности, и права наследования перешли его младшему третьему сыну - инфанту Хуану. Тот взял себе титул графа Барселонского для усиления своих позиций претендента. В историографии его именуют Хуан Третий.

Когда началась гражданская война в 1936 по совету отца (Альфонса) сын (Хуан) пытался пробраться на территорию Испании, чтобы записаться в войска националистов (для помощи Франко), но генерал Мола его вовремя поймал в Пиренеях и выслал обратно во Францию. «Такие помощники нам не нужны». [Ладно, повезло тебе, ****, а то бы я тебе наработал!] Восставшие генералы чувствовали политическую опасность от наследника престола. Тот спокойно мог пролезть в высшее руководство Хунты, пользуясь авторитетом своей фамилии, и перехватить у них плоды победы. Властоман Франко не любил монархистов-конкурентов.

В 1941 году Хуан Третий, значит, стал законным наследником упраздненной монархии. 19 марта 1945 он обратился с публичной речью (манифест в Лозанне), требуя у Франко уступить ему место и заменить диктатуру монархией. С точки зрения Хуана Франко слишком долго поддерживал экстремистскую форму правления в стране, слишком долго якшался с тоталитарными режимами, от которых набрался самых худших и жестоких привычек. Республика также могла качнуться в другую сторону левого экстремизма, считал Хуан, поэтому лучшим вариантом для испанцев остается конституционная монархия. Учитывая то, что Европа к тому моменту была практически освобождена от Третьего Рейха, армии союзников всё еще находились на Старом континенте, беглые республиканцы отсиживались на юге Франции, грезя о реванше, этот манифест становился дополнительным толчком, который мог привести к свержению франкистского режима. Франко тогда удержался, но отношения между ним и Хуаном с тех пор были плохие.

У Хуана Третьего имелись родственные связи с британской королевской семьей. Его мать была младшей правнучкой королевы Виктории. Для Британии, старающейся защитить Геркулесов столб и португальские порты от Иберийского объединения, Хуан был бы удобным кандидатом.

На другом конце Европы весной 1947 советские дипломаты боролись против другого наследного принца. Для Гитлера и Сталина не было врага хуже, чем Отто фон Габсбург. В 1938 гражданин Отто противодействовал аншлюсу Австрии, считая, что фашизм - это обман. Он мешал агрессивным планам Гитлера, после чего Габсбургу, чтобы не попасть в лапы гестапо, пришлось бежать в эмиграцию в США. Фиксация Гитлера на Габсбурге была столь сильна, что первый черновик плана нападения на СССР («Барбаросса») назывался «Отто». Нацисты не любили монархистов.

Когда закончилась ВМВ, Отто вновь поднял свою венценосную голову. Кремлевские власти, контролирующие четверть Австрии, напряглись. В 1947 в Москве проходила Четвертая сессия министров иностранных дел (СМИД), на которой (безрезультатно) обсуждали Германию и Австрию. Советский делегат Гусев Ф.Т., заместитель министра иностранных дел СССР, 19 февраля требовал включить в текст австрийского договора пункт о запрете восстановления Габсбургской династии, конфискации всего их имущества и запрете на их возвращение в страну [175]. Эрцгерцог Отто фон Габсбург-Лотарингский написал по этому поводу Ачесону, что «это предложение противоречит Атлантической хартии, согласно которой народы могут выбирать ту форму правления, которую захотят». Эрцгерцог Феликс Австрийский выступил с аналогичным протестом. Отто продолжил: «наша семья всегда выступала против нацизма и на стороне Союзников. …Трое моих братьев служили волонтерами в американской армии. …Австрийские монархисты всегда выступали за демократию. …СССР дискриминирует нас без всякого на то основания, открывая дверь для своего вмешательства во внутренние дела Австрии под предлогом того, что впредь все некоммунистические партии будут объявляться им запрещенными монархическими объединениями».

13 марта 1947 Ачесон ответил Отто, что «заместители министров иностранных дел согласились включить в австрийский договор пункт, подтверждающий действие Австрийского закона от 3 апреля 1919 года, согласно которому монархия Габсбургов-Лотарингских упразднялась в Австрии. Попытка США отменить этот уже принятый австрийский закон будет считаться вмешательством во внутренние дела Австрии и вызовет серьезные противоречия. Реставрация монархии в данный момент невозможна. …Мы ценим вклад вашей семьи в борьбу с нацизмом, но ничем помочь сейчас не можем». [502]

26 марта Отто снова пишет Ачесону в общих чертах следующее: Я всё понимаю, что вы тут написали, но согласно Австрийской конституции народ может переписать все свои статуты и законы. Значит, он может в будущем отменить т.н. Габсбургский закон 1919 года, если захочет. Это неотъемлемое право австрийского народа. Решение заместителей министров лишает австрийцев этого права. Это ключевая разница между действием и бездействием [feasance and nonfeasance]. То, что не запрещено, разрешено. Я не прошу вас отменить этот закон от 1919 года, но оставить австрийцам возможность отменить его самим. Тысячи австрийских монархистов, пострадавших от нацизма, подписали мое письмо. Разве вы не согласны со мною, г-н секретарь [Ачесон в тот момент был и.о. госсека, потому что Маршалл был в Москве], в кардинальном пункте, что сейчас требуется объединять все силы в Центральной и Восточной Европе, которые могли бы помешать коммунистам упрочить свою власть? Наше монархическое политическое движение словно камень стояло на пути нацизма и коммунизма. Нас надо усиливать, а не ослаблять [515].

В 1955 году Хрущев позволил быстро-быстро подписать «Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии». Статья 10, пункт 2 в нем требует у Австрии придерживаться антимонархического закона от 1919 года. Гусев выиграл тот раунд. Отто проиграл.

Три десятилетия спустя Отто фон Габсбург выстроил политическую карьеру в европейском парламенте, являясь депутатом от баварской ХСС. 19 августа 1989 он нанес коварный блицкриг на австрийско-венгерской границе, проведя «паневропейский пикник», в результате чего несколько сотен граждан ГДР сумели сбежать в Австрию. Железный занавес затрещал основательно. Гусев проиграл тот раунд. Отто выиграл.

В 1969 Франко назначил Хуан Карлоса Первого своим преемником и следующим королем, считая, что Хуан Карлос более склонен к фашизму, чем его отец Хуан Третий. В 1981 Хуан Карлос подвел Франко, когда не поддержал и по сути сорвал военный переворот франкистских генералов. Франко проиграл тот раунд. Бурбон выиграл.

FRUS, 1947, volume II.

Венгрия, Испания, Дин Ачесон

Previous post Next post
Up