Шестьдесят лет назад, в 1964 году, успевший к тому моменту стать уже достаточно модным, но еще не «заматеревший» поэт Андрей Вознесенский написал стихотворение «Лень», три слова из которого очень быстро стали крылатыми: «Лень - двигатель прогресса». Где только и по каким поводам не произносили их все, кому не лень☺! Но мало кто знает, что еще раньше, за шесть лет до рождения поэта, посмевшего воспеть один из самых омерзительных пороков, в 1927 году, Константин Эдуардович Циолковский написал и на следующий год опубликовал за свой счет труд, не только противоречащий ставшей столь популярной фразе, но и раскрывающей в полной мере, кто же на самом деле двигает этот самый прогресс вперед.
Вот цитата великого ученого, которого абсолютное большинство считает отцом-основателем ракетостроения и космонавтики, при том, что треть его работ являются философскими:
«Двигатели прогресса - это люди, ведущие всё человечество и всё живое к счастью, радости и познанию.
Таковы:
1. Люди, организующие человечество в одно целое.
2. Изобретатели машин, которые улучшают производимые продукты, сокращают работу и делают её более лёгкой. Например, печатные и разные ремесленные и фабричные машины. Машины усиливают производство в десятки, сотни и тысячи раз. Некоторые же предметы совсем невозможно устраивать без орудий-машин, например пишущую машину, автомобиль и т.п.
3. Изобретатели машин, которые используют силы природы, например механическую силу, химическую и т.п. Эти силы могут увеличить механическое могущество человека в тысячи раз.
4. Двигатели прогресса - также люди, указывающие на способы усиленного размножения и улучшения человеческой породы.
5. Также люди, открывающие законы природы, раскрывающие тайны вселенной, свойства материи. Объясняющие космос как сложный автомат, сам производящий свое совершенство.
6. К двигателям прогресса относятся и люди, восприимчивые к великим открытиям, сделанным другими, усваивающие их и распространяющие их в массе.»
Несмотря на архаичность изложения, а также некоторую наивность и спорность отдельных моментов, которые вполне объяснимы, поскольку нынешний уровень развития науки и общественного сознания существенно отличается от того, что наблюдалось сто лет тому назад, нельзя не восхититься поразительной зоркостью великого ученого, глубиной его анализа и беспощадностью суждений. И настолько очевидно, что лень никак не ассоциируется с тем перечнем, который значится в работе Константина Эдуардовича, что на это не стоит обращать даже мимолетного внимания. При всем при том, как представляется, двигателями прогресса являются все-таки принципиально новые технологии, а люди (ведь именно о людях идет речь в указанной работе) - это разработчики, инженеры-конструкторы тех самых «двигателей прогресса». Даже если они «просто открывают» неизвестные прежде законы мироздания, поскольку именно благодаря таким открытиям и становится возможным эти технологии создавать. Попробуем шире раскрыть эту мысль, а также рассмотреть, как такие «двигатели» толкают прогресс вперед. Каждый раз принципиально новая технология увеличивает возможности по обеспечению человека приемлемыми условиями существования, то есть нахождения в зоне субоптимума или даже вовсе оптимума
кривой толерантности по какому-либо показателю. Благодаря этому либо снижается уровень заболеваемости в популяции (например, после освоения огня), либо у людей появляется некоторое свободное время (скажем, с изобретением невода, заменившего гарпун и острогу). Улучшение качества жизни и свободное время могут дать возможность изменить уклад. Так, тот же невод позволяет отказаться от кочевого образа жизни и осесть какой-то группе людей возле берега моря или крупного озера. Собственно, такие изобретения, как невод, лук и оперенные стрелы, колесо, керамика, металл в конце концов и есть как таковые двигатели прогресса. При этом, как представляется, понятно, что изобретателями всех этих вещей были вовсе не лентяи, а очень наблюдательные и мыслящие люди с весьма высокой работоспособностью и упорством - ведь, как отмечает в своей работе Циолковский, им часто, если не всегда, приходится преодолевать недоверие и сопротивление окружающих. И это помимо того, что любая, даже самая примитивная, разработка требует усилий и доводки до приемлемого уровня, поскольку никогда не получается, чтобы задумка с первого раза получилась такой, как ее представляет разработчик! Чтобы понять это, достаточно попробовать самостоятельно, положим, сплести веревку из лыка или изготовить какую-либо гончарную поделку. Даже если прочтешь десяток руководств по данному ремеслу, первый опыт почти наверняка окажется отрицательным. Тогда как искусству обжига изделий из глины более двадцати тысяч лет, а веревки начали плести с незапамятных времен еще предшественники Homo Sapiens! Что уж говорить о более сложных и трудоемких технологиях. А вот общественные изменения - это уже следствие применения тех самых технологических изобретений. Ведь для того, чтобы у какого-то племени появился, предположим, шаман, который не занят непосредственно добычей средств к существованию, этими самыми средствами его кто-то должен обеспечить, то есть добыть больше, чем нужно для самого добытчика и членов его семьи. Тут-то и появляется возможность разделения труда не только по половозрастному, но и по профессиональному признаку, то есть делается первый шаг к классовому расчленению социума. Дальнейшая история человечества - это тоже, по сути, результат развития технологий. При этом, совершенно очевидно, что на каждом этапе своего развития технический прогресс дает возможность все большему числу людей тратить существенно меньше времени для добычи средств существования - вплоть до того, что появляется прослойка, для которой становится чуждым само слово «труд». Тем не менее, далеко не всегда и не все в социуме оказываются сторонниками новых изобретений, даже если они сулят большие перспективы. И дело не только в том, что многие поначалу этих самых перспектив не видят, или у них не хватает сил и умения приспособиться к изменениям, связанным с этими новинками. Всегда находится достаточное количество тех, кто видит в новых возможностях, связанных с появившимися технологиями, угрозу своему положению в обществе. Это касается как представителей привилегированных классов, чему примеров несть числа, так и тех, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы - тут достаточно вспомнить в качестве иллюстрации движение луддитов. Даже на современном уровне развития не так просто добиться внедрения новых технологий, особенно с учетом того, что среди их изобретателей много тех, кто с точки зрения социума имеет не очень хорошее образование или же был слабым учеником, пусть он и учился в хорошем университете (впрочем, это отмечает в своей работе и Константин Эдуардович). И все же, наиболее умные и прозорливые из «сильных мира сего» порой способны оценить важность деятельности того или иного изобретателя, мудреца или мыслителя, однако зачастую даже предлагая такому творцу свое содействие, они оказываются способными самое большее на то, чтобы отойти в сторону, чтобы не загораживать солнце. Впрочем, и демократия тут не оказывается лучшим провидцем, и чаще предоставляет гению не помощь, а чашу с цикутой. Впрочем, иногда потомки все-таки воздают таким гонимым их предками творцам должное - «здесь охотно венчают героев, лишь в могилу сперва упекут»©. И тем не менее, прогресс не останавливается. Да, он движется не так резво, как мог бы, будь общество менее требовательным и более терпимым к тем, кто видит то, чего недоступно взору окружающих, но неостановимо. Да здравствует свет знаний! Быть добру…