Общеизвестно, что основные синдромы речевых расстройств возникают при поражении левого полушария головного мозга (у правшей). Вместе с тем результаты многочисленных исследований показывают, что левое полушарие преобладает (доминирует) при наиболее сложных произвольных формах деятельности (речи и других психических функций, опосредованных речевой деятельностью), тогда как правое полушарие регулирует нелингвистические компоненты речи и речевые автоматизмы, внося значительный вклад в коммуникативную деятельность человека.
Наиболее полно клинические данные о роли правого полушария в осуществлении речевой деятельности обобщил М. Критчли (Chrithley M., 1974):
1. При поражении правого полушария часто возникает дизартрия. При грубой дизартрии речь обедняется и напоминает афазию, что может затруднять диагностику.
2. Выявляются трудности в поиске слов, что может быть компенсировано необычным «окологоворением». Используются приблизительные псевдосинонимы, щедро дающие странные объяснения и подробные комментарии.
3. У профессиональных писателей при поражении правого полушария возможны нарушения литературного процесса.
4. Возникают трудности усвоения нового лингвистического материала.
5. Обнаруживаются трудности в понимании точного смысла изображенного на картине.
6. При тахистоскопических исследованиях удлиняются латентные периоды узнавания слов, предъявленных по зрительным и слуховым каналам.
Наиболее явное расстройство речи при поражении правого полушария - это нарушение просодии, мелодического узора, образуемого вариацией громкости, ритма и ударения в произношении, придающей определенное семантическое и эмоциональное значение речи, кроме словаря и грамматики.
В клинике выделяют три вида просодий:
1. Гиперпросодия, которая связана с маниакальными состояниями и моторной афазией, когда словарь редуцируется до 1 - 2 слов;
2. Диспросодия возникает при неполном восстановлении при афазии и может рассматриваться как форма «атаксической просодии»;
3. Гиопросодия или апросодия, - ослабление или отсутствие нормальной просодической вариации. Было также показано, что при инктивации правого полушария резко нарушаются восприятие речевых интонаций, особенно эмоциональных, и различение индивидуальных характеристик голоса - различение мужских и женских голосов (Баллонов Л.Я., Демин В.Л., 1976).
С точки зрения концепции взаимодействия полушарий в организации речевой деятельности В.Л. Демин (1983) выделяет следующие речевые функции, свойственные правому полушарию:
1. правое полушарие регулирует состояние речевых зон левого полушария: в обычных условиях оно оказывает тоническое тормозное влияние на сенсорные и моторные речевые центры левого полушария, а в условиях затрудненного функционирования, в условиях помех - облегчает их деятельность.
2. Анализирует интонационно-голосовые характеристики речи.
3. Правому полушарию отводится роль наполнения высказывания конкретным содержанием: именно правое полушарие определяет ориентированность речи на индивидуальный неповторимый жизненный опыт. Оно безразлично к логической структурированности и концептуальности, к языковой сложности высказывания, поскольку высказывания, продуцируемые правым полушарием, сводятся к перечислению компонентов индивидуального чувственного опыта.
Таким образом, клинический опыт свидетельствует о том, что при поражении правого полушария (у правшей) в ряде случаев возникают слабо выраженные речевые расстройства, которые У. Пенфилд назвал дисфазиями. Они проявляются снижением речевой инициативы, монотонностью высказывания, изменением тональности голоса, силы звучания, изменением темпа речи (замедлением или ускорением), легкими артикуляторными затруднениями, создающими впечатление иностранного акцента. Нейропсихологические исследования свидетельствуют, что наиболее выраженными признаками речевой патологии при правополушарных очагах являются нарушения эмоциональных компонентов речи, проявляющиеся как в речи больного, так и в понимании эмоционально окрашенных компонентов речи собеседника, т.е. лексику и грамматику высказывания обеспечивает деятельность левого полушария, тогда как правое отвечает за эмоционально-выразительную характеристику и конкретное содержание.
источник: книга «Реабилитация неврологических больных» 2-е издание, А.С. Кадыков, Л.А. Черникова, Н.В. Шахпаронова. Москва; изд.: «МЕДпресс-информ», 2009, стр. 380 - 381.