Актуальность. Синдром хронической усталости (далее - СХУ) очень часто маскируется под различные заболевания, и поэтому остается нераспознанным из-за низкой информированности врачей о его существовании. Нередко больные на протяжении многих лет интенсивно обследуются у различных специалистов, в том числе эндокринологов, и получают разнообразное медикаментозное лечение без какого-либо клинического эффекта. Распространенность СХУ в популяции, по разным оценкам, может достигать 2% (сколько на самом деле людей в мире страдают СХУ, имеют высокую степень риска развития его, не знает никто).
Дефиниция и клиника. СХУ - заболевание, характеризующееся необъяснимым чувством выраженной слабости (астенией), длящейся более 6 месяцев. Слабость не проходит даже после длительного отдыха и усиливается после физических или умственных нагрузок. Заболевание, как правило, сопровождается и другими характерными симптомами, такими как снижение памяти и концентрации внимания (в т.ч. забывчивость), раздражительность, нарушения сна (бессонница, реже повышенная сонливость), боли в мышцах и суставах (болевой синдром характеризуется диффузностью, неопределенностью, тенденцией к миграции болевых ощущений [по типу фибромиалгии]), головные боли, головокружение, уплотнение шейных и подмышечных лимфатических узлов, частые рецидивы болей в горле (в т.ч. рекуррентные гриппоподобные симптомы), избыточная сенситивность к пищевым продуктам и/или медикаментам (которые ранее переносились нормально), склонность к липотимическим состояниям и обморокам (ортостатическая гипотензия) и др. (эпизоды тахикардии, потливости, бледности; вялые зрачковые реакции, запоры, учащенное мочеиспускание [микроуритация], дыхательные нарушения [ощущение нехватки воздуха, ощущение препятствия в дыхательных путях или боль при дыхании]). У многих пациентов нарушен температурный контроль. Обычно температура тела субфебрильная с суточными флуктуациями, может сопровождаться эпизодами потения, рекуррентным ознобом. Эта категория пациентов обычно плохо переносит экстремальные изменения температурного режима окружающей среды (холод, жара). Почти у всех пациентов с СХУ развивается социальная дезадаптация.
Пик заболеваемости СХУ приходится на активный возраст 40 - 59 лет. Женщины во всех возрастных категориях более подвержены этому заболеванию. Женщины составляют 60 - 85% от всех заболевших (у женщин пик заболеваемости СХУ в возрасте 25 - 49 лет). Дети и подростки заболевают СХУ значительно реже, чем взрослые люди. Большинство пациентов оценивают свое физическое состояние перед заболеванием как превосходное или хорошее. Чувство чрезвычайной усталости появляется внезапно и обычно сочетается с гриппоподобными симптомами. Заболеванию могут предшествовать респираторные инфекции, например, бронхит или вакцинация, иногда трансфузия крови. Реже заболевание имеет градуированное начало, а иногда начинается исподволь в течение многих месяцев. После начала заболевания пациенты замечают, что физические или умственные усилия приводят к усугублению чувства усталости. Многие пациенты считают, что даже минимальное физическое усилие приводит к значительной утомляемости и усилению других симптомов.
Этиология. Этиология СХУ до настоящего времени остается неустановленной и вызывает разногласия среди исследователей и врачей разных специальностей (терапевтов, психиатров, диетологов, иммунологов) в различных странах. Предложено несколько различных теорий патогенеза СХУ: иммунная, инфекционная, эндокринная, обменная, неврологическая (дисфункция вегетативной нервной системы или дисфункция мозга), психиатрическая в зависимости от точки зрения и медицинской специализации исследователей. Действительно, все эти теории могут отражать некоторые проявления СХУ, но, видимо, по отдельности не дают полного представления.
Наиболее убедительной остается инфекционная, или вирусная теория. Вирус Эпштейна - Барр, цитомегаловирус, вирусы простого герпеса I, II, VI типов, вирус Коксаки, гепатит С, энтеровирус, ретровирус могут служить триггерными факторами СХУ. Дебют СХУ нередко связан с острым гриппоподобным заболеванием; убедительными представляются также данные о высокой частоте обнаружения в крови больных герпес-вирусов и признаков их реактивации. Многие симптомы при этом заболевании также можно объяснить хронической вирусной инфекцией, ее иммуносупрессивным действием (прямым и опосредованным). Полностью не исключается возможность существования еще не идентифицированного вируса (вероятнее всего, из группы герпес-вирусов), вызывающего СХУ; при этом другие известные вирусы (EBV, CMV, HHV-6 и др.) могут играть вторичную роль, реактивируясь на фоне нарушений иммунного статуса и поддерживая их.
В настоящее время также наибольшая роль в патогенезе СХУ отводится нарушениям в системе цитокинов. Последние, являясь медиаторами иммунной системы, не только оказывают иммунотропное действие, но и влияют на многие функции организма, участвуя в процессах кроветворения, репарации, гемостаза, деятельности эндокринной и центральной нервной системы (ЦНС). При сбоях в функционировании цитокиновой сети про-воспалительные цитокины (например, интерлейкин-1 [ИЛ], ИЛ-6, фактор некроза опухоли [TNF]) могут оказывать местное и системное повреждающее действие, поддерживая патологические процессы при ряде острых и хронических заболеваний.
Типичными факторами риска развития данной патологии можно считать: неблагоприятные эколого-гигиенические условия проживания, частые и длительные стрессы (приводящие к дезадаптации, нарушению физиологической реакции на стресс), монотонную и напряженную работу, гиподинамию при избыточном нерациональном питании, отсутствие жизненных перспектив и широких интересов.
Таким образом, СХУ является достаточно распространенной патологией, развитие которой связано с особенностями современной жизни населения крупных городов, типом жизни в развитых странах и неблагоприятной санитарно-экологической обстановкой, а также чрезмерной эмоционально-психической нагрузкой на современного человека. СХУ может быть охарактеризован как синдром нарушения регуляции антистрессовых систем, в реализации которого иммунные нарушения играют одну из главных ролей.
Диагностика. Диагноз «СХУ» основывается на критериях, специально разработанных Американским национальным центром хронической усталости. Выделяют большие и малые диагностические критерии. Диагноз «СХУ» считается достоверным при наличии 1 большого и не менее 6 малых или не менее 8 малых диагностических критериев при отсутствии другой известной причины данной симптоматики.
В ряде случаев диагностике СХУ могут помочь результаты рутинных лабораторных методов исследования. Так, в гемограмме у 20 - 25 % больных СХУ отмечаются лейкоцитоз и лимфоцитоз, у 50 % пациентов - моноцитоз, а у трети больных - лимфопения. В 20 % случаев у лиц с СХУ наблюдается повышение СОЭ и/или активности трансаминаз в сыворотке крови. Иммунограмма крови характеризуется стойким низким уровнем активности гуморального и клеточного звена иммунитета. Биохимическое исследование мочи у пациентов с СХУ выявило уменьшение экскреции аминокислот, особенно аспарагиновой, фенилаланина, янтарной кислоты при увеличении 3-метилгистидина и тирозина, что является отражением нарушения метаболизма в мышечной ткани, имеющего место при СХУ. У пациентов с СХУ чаще, чем у здоровых людей, выявляются изменения при МРТ в виде усиленных Т2 сигналов от белого вещества головного мозга, визуализирующиеся как точки и штрихи. Наличие данных изменений МРТ картины головного мозга тесно связано с субъективными жалобами на снижение физической активности (таким образом, эти данные показывают, что СХУ - не только функциональное, но и органическое заболевание). К сожалению, указанные результаты не являются строго специфичными для СХУ.
Несмотря на наличие диагностических критерив диагноз «СХУ» является «диагнозом исключения» и может быть поставлен только при исключении: инфекционных и паразитарных процессов, заболеваний щитовидной железы (сопровождающихся ее гипофункцией), слип-апноэ (синдром апноэ во сне), аутоиммунных заболеваний, онкологических заболеваний, гематологических заболеваний, неврологических заболеваний, психических заболеваний (депрессия, шизофрения, злоупотребление алкоголем, снотворными или наркотиками), отравления (тяжелыми металлами, промышленными ядами, последствий лучевого облучения и химиотерапии), метаболических миопатий (дефекты энзимов, недостаток витамина D, витаминов группы В, железа и т.д.), медикаментозных миопатий (кортикостероиды, анестетики, клофибрат, аллопуринол, хлорохин, Д-пеницилламин, винкристин, L-триптофан, аминокапроновая кислота и др.).
Лечение. При отсутствии терапии СХУ нередко приобретает тенденцию к прогрессированию и может приводить к потере трудоспособности больным. Описанные случаи спонтанного выздоровления больных СХУ, как правило, были связаны с существенным улучшением условий проживания пациентов, переездом из экологически загрязненных зон в экологически чистые, продолжительным полноценным отдыхом и рациональным питанием. В большинстве же случаев СХУ сохраняется и прогрессирует на протяжении ряда лет, существенно усугубляет нервно-психическое состояние больных, особенно в связи с неэффективностью лечения и разноречивостью суждений врачей по поводу диагноза заболевания
Пациентам с СХУ не показаны глюкокортикоиды (гидрокортизон), минералокортикоиды, дексамфетамин, тироксин, противовирусные средства ингибиторы МАО (моноаминооксидазы [отдельные открытые исследования демонстрируют возможный эффект обратимых ингибиторов МАО, особенно в популяции больных с клинически значимыми вегетативными симптомами]). Так как природа происхождения СХУ до сих пор не выяснена, приоритет отдается симптоматическому лечению. Попытки воздействовать на иммунную систему этих больных пока оказались тщетными. Многие иммунологические (иммуноглобулин G, кортикостероидные гормоны, интерфероны) и антивирусные (ацикловир) препараты оказались неэффективны в отношении как собственно чувства утомляемости, так и в отношении других симптомов СХУ.
Комплексность является главным принципом лечения. К важным условиям эффективности терапии относятся также соблюдение охранительного режима и постоянный контакт больного с лечащим врачом. В программу лечения СХУ обязательно следует включать: нормализацию режима отдыха и физической нагрузки (основа лечения СХУ), разгрузочно-диетическую терапию, витаминотерапию (витамины В1, В6, В12 и С, в т.ч. магний) [недостаточно доказательств], общий или сегментарный массаж в сочетании с гидропроцедурами и лечебной физкультурой (ЛФК), аутогенную тренировку или другие активные методы нормализации психоэмоционального фона (в т.ч. психотерапию), иммунокорректоры общего плана с адаптогенным эффектом, иные вспомогательные средства (дневные транквилизаторы, энтеросорбенты, ноотропные средства, L-карнитин, антигистаминные средства при наличии аллергии). Антидепрессанты - наиболее часто назначаемые препараты пациентам с СХУ. Антидепрессанты улучшают сон и уменьшают боль у пациентов с СХУ, позитивно влияют на коморбидные состояния, в частности на фибромиалгию (большинство пациентов с СХУ плохо переносят медикаменты, особенно воздействующие на ЦНС, поэтому следует начинать лечение антидепрессантами с низких доз и постепенно повышать дозу в процессе лечения; предпочтение должно отдаваться антидепрессантам с благоприятным спектром переносимости). Важны также периодическое наблюдение, повторные лечебно-профилактические курсы в стационаре и соблюдение пациентами профилактических рекомендаций после выписки из стационара.