… одной из возможных причин уменьшения кровотока в вертебробазилярном бассейне является малый диаметр позвоночной артерии.
Согласно современным представлениям, гипоплазия
позвоночной артерии (ГПА) - это состояние, при котором регистрируется уменьшение диаметра артерии (позвоночную артерию (ПА) контралатеральную гипоплазированной ПА - принято называть доминантной ПА). На сегодняшний день нет единой договоренности о том, в каких случаях заключение «ГПА» является компетентным. Ряд исследователей рассматривают ГПА как уменьшение внутреннего диаметра артерии менее 2 мм, другие - как уменьшение наружного диаметра сосуда менее 3 мм. По данным литературы, гипоплазия ГПА встречается в популяции в 3 - 10%.
При посмертном рентгеновском ангиографическом исследовании брахио-цефальных артерий у детей разных возрастов удалось установить, что достаточно интенсивный рост ПА происходит в возрасте с 5 до 7 лет и с 7 до 9 лет. ГПА может быть как результатом наследственной формы поражения соединительной ткани (в т.ч. недифференцированной дисплазии соединительной ткани), так и влияния разнообразных неблагоприятных факторов на плод в период его внутриутробного развития, что приводит к дефекту формирования соединительнотканного каркаса сосудистой стенки.
Отсутствие признаков вертебрально-базилярной недостаточности (ВБН) среди пациентов с гипоплазией ПА позволяет рассматривать ее как вариант нормального строения. Однако ГПА может быть фактором, облегчающим (при наличии других предрасполагающих факторов) развитие вертебрально-базилярной недостаточности (ВБН) и инсульта. Например, ГПА у пациентов с церебральным атеросклерозом приводит к декомпенсации церебральной гемодинамики и способствует развитию ишемического инсульта при степенях стеноза сонных артерий более низких, чем у пациентов без ГПА. Также нарушение кровообращения в вертебрально-базилярной системе может быть следствием наличия ГПА в сочетании с патологическими деформациями и/или извитостями внутренней сонной артерии (ряд авторов не исключают возможности развития инсульта на фоне только лишь ГПА).
ГПА, у пациентов с нормальными значениями индекса фотореактивности (см. далее) и общего объемного кровотока в вертебрально-базилярном бассейне (по данным УЗИ с дуплексным сканированием сосудов и транскраниальной допплерографии), следует рассматривать как вариант нормы. Однако пациенты с ГПА, при выявлении низких функциональных возможностей реактивности артерий вертебрально-базилярного бассейна, даже в случае отсутствия гемодинамически значимых стенозов экстракраниальных артерий, составляют группу повышенного риска развития ишемических нарушений мозгового кровообращения.
Но поскольку ГПА - явление врожденное, то к началу развития клинических проявлений ВБН (как правило, на фоне остеохондроза шейного отдела позвоночника) компенсация кровотока в системе вертебрально-базилярных артерий, как правило, достаточная. Поэтому такие яркие клинические проявления, как приступы с потерей сознания, утренние приступы сильного головокружения, выраженные боли в затылочной области с иррадиацией в глаз или половину лица на стороне гипоциркуляции, столь частые при синдроме единственной позвоночной артерии (83%), для больных с ГПА редки (4%).
Уникальной особенностью вертебрально-базилярной системы (ВБС) является слияние внутри черепа двух ПА в одну - основную артерию. С одной стороны, это обеспечивает при закупорке (или критическом стенозе) ПА немедленный переток крови через основную артерию в свободные отделы закрытой позвоночной артерии, благодаря чему жизненно важные центры мозгового ствола становятся надежно защищенными от развития ишемии (при условии адекватно функционирующих коллатеральных путей кровоснабжения). А при гипоплазии одной из ПА, которая встречается весьма часто, кровоток в ВБС компенсируется за счет сохранной (хотя при этом патологические изменения в доминантной ПА чреваты более серьезными последствиями). С другой стороны, такая возможность свободного перетока крови из одной ПА в другую может играть отрицательную роль, например, в случае позвоночно-подключичного синдрома «обкрадывания».
Лечащие врачи часто отмечают определенные личностные особенности больных с ГПА, характеризуя их как тревожных, мнительных, с недоверием относящихся к лечению, склонных к написанию жалоб на плохое лечение и недостаточно внимательное отношение к себе. Поэтому кроме оценки сосудистого, неврологического и мануального статусов, необходимо проведение психологического тестирования по шкале Бека и/или экспресс-опроснику фирмы Лили, которые выявляет критериальные или субкритериальные уровни депрессивных проявлений.
Диагностика ГПА возможна с помощью ультразвукового исследования (УЗИ) с дуплексным сканированием сосудов, транскраниальной допплерографии (ТКДГ),
магнитно-резонансной томографии (МРТ), мультиспиральной компьютерной ангиографии (МСКТА). Наиболее доступной и в тоже время информативной методикой выявления ГПА является ультразвуковое сканирование (доплерография с дуплексным сканированием) ПА. При гипоплазии позвоночных артерий доплерография выявляет особую форму сосудистой кривой, характеризующуюся наличием острого систолического пика, диастолической инцезурой и вторым пиком с куполоподобной вершиной в начале диастолы с последующим острым подъемом уже в средине диастолы. При этом показатели абсолютных и средних величин линейной скорости кровотока были снижены до 30 - 50%, по сравнению с противоположной стороной. Ротационные пробы не выявляют значимого изменения кровотока на стороне ГПА. Форма спектра, характерная для гипоплазии позвоночной артерии, не меняется с возрастом, что согласуется с морфологическими и физиологическими особенностями гипоплазированной артерии.
ГПА следует дифференцировать от рефлекторного сужения (спазма) ПА, которое предполагает обратимость изменений, что может быть доказано при помощи функциональных проб. Дифференциальная диагностика функционального (спазм) и морфологического (гипоплазия) сужения ПА с диаметром менее 3,0 мм может быть проведена по результатам ультразвукового исследования второго сегмента ПА с оценкой реакции ее диаметра при помощи функциональной пробы - гиперкапнического теста (М.Л. Дическул, В.П. Куликов; 2010):
■ диагностическими критериями гипоплазии ПА являются: высокорезистентная низкоскоростная допплеровская кривая кровотока, усредненная по времени максимальная скорость кровотока ≤14,8 см/с, диаметр ПА ≤2,3 мм с его приростом при гиперкапнической пробе ≤0,1 мм;
■ диагностическими критериями рефлекторного сужения (спазм) ПА являются: пикообразная расщепленная форма допплеровской кривой кровотока с полной или частичной нормализацией формы и приростом диаметра ПА ≤0,2 мм в ответ на гиперкапнию [
читать подробнее].
Гиперкапническая проба (ГКП) - пациент находится в сидячем положении с открытыми глазами. В течение 1 - 2 мин записывается исходная скорость кровотока по задней мозговой артерии (ЗМА) или по основной артерии (a. basilaris). По команде пациент задерживает дыхание на максимально возможное время и точно сообщает о моменте, когда дыхание будет возобновлено. ГКП - одна из функциональных проб, позволяющих определить реактивность сосудов головного мозга. Увеличение содержания углекислого газа (за счет временного прекращения поступления кислорода) в плазме крови приводит к раздражению рецепторов синокаротидной зоны и гладкомышечных элементов сосудистой стенки, результатом чего является расширение артериолярного русла. Это сопровождается общим снижением периферического сопротивления и возрастанием скоростных параметров кровотока в крупных интракраниальных артериях. Проба позволяет оценить - каков ауторегуляторный диапазон кровотока у данного больного, то есть, каковы резервные возможности данного пациента для дополнительной вазодилатации в условиях измененной оксигенации. Также для количественной оценки ауторегуляции в ВБС может использоваться поворотная проба и метод определения индекса фотореактивности (ИФР) - степени прироста кровотока по ЗМА при проведении надпороговой фотостимуляции стробоскопической лампой-вспышкой с частотой 5-7 Гц в затемненном помещении.
Клинико-пара клинический паттерн, характерный для синдрома ГПА, является показанием для изменения тактики лечения, определяет ряд дополнительных методов обследования и не является противопоказанием для проведения немедикаментозного лечения, включая методики мануальной терапии (А.Ю. Нефёдов, А.Б. Ситель; 2015). У пациентов с выявленной ГПА при выполнении ультразвукового дуплексного и триплексного сканирования экстра- и интракраниальных артерий, рекомендуется уделять особое внимание наличию множественных атеросклеротических стенозов экстракраниальных артерий, оценке индекса фотореактивности и коэффициента реактивности на гиперкапническую нагрузку, а также рекомендуется проведение позиционных нагрузочных проб (Д.С. Дружинин; 2010).