Введение
филлеров на сегодняшний день является одним из самых популярных методов эстетической коррекции, который используют в своей практике врачи-косметологи и выбирают сами пациенты. Однако столь широкое распространение этого метода имеет и свою оборотную сторону в виде целого ряда осложнений, особенно при повторных, безусловно травматичных, операциях по поводу осложнений, возникших после постановки филлеров: воспаление вокруг фрагментов введенных филлеров и их смещение (например, механическое раздражение подглазничного нерва при смещении микроимплантата в глубокое клетчаточное пространство щеки в проекции выхода n. infraorbitalis, в некоторых случаях с явлениями фиброза вокруг смещенного материала). Следует отметить, что достоверные данные, свидетельствующие о преимущественном появлении осложнений после введения какого-нибудь определенного филлера - отсутствуют.
Одним из наиболее тяжелых осложнений контурной инъекционной пластики являются нейропатические расстройства в области лица: край орбиты, спинка, крыло носа, носогубная складка, периоральная область, красная кайма губ. Возникают они либо сразу, либо на 2 - 3-й день после инъекции филлера. Основу клинической картины у 100% пациентов с нейропатическими нарушениями после введения филлеров составляют сенсорные (чувствительные) нарушения в виде:
■ гипестезии - снижение чувствительности, при этом пациентки описывают свои ощущения как «будто не отошла стоматологическая анестезия»;
■ гиперестезии - повышенная чувствительность, при этом имеет место повышенное восприятие любого раздражения кожи пораженной зоны, и прежде всего тактильного, в том числе и дуновения ветра (в связи с чем пациентки боятся выходить на улицу);
■ парестезии - спонтанные патологические ощущения (покалывание, «ползание мурашек» и др.), не имеющие болезненного характера; при этом все чувствительные нарушения, как правило, носят постоянный характер и варьируют от умеренных (раздражающих) до изнуряющих (прежде всего своей монотонностью и постоянством).
У некоторых пациенток чувствительные нарушения сопровождаются неинтенсивной болью, которая может иметь различный характер: постоянная, монотонная, жгучая, ломящая, «мозжащая» и т.д. У этих пациенток, как правило, имеет место еще один клинический симптом, характерный для нейропатии, который можно выявить при обследовании, - аллодиния. Это состояние, при котором обычный неболевой стимул (например, раздражение кожи лица кусочком ваты) вызывает боль. Все пациентки отмечают, что боль и чувствительные нарушения ограничивают движения мимических и жевательных мышц. В ряде случаев возникают вегетативные изменения в виде отека мягких тканей на стороне поражения, субъективной сухости кожи, повышения температуры тела до 37°С. Важно отметить закономерное появление у пациенток психовегетативных изменений в виде высокого уровня депрессии и психосоматических расстройств вследствие эмоциональной реакции на болезнь.
Факторы, способствующие формированию осложнений контурной инъекционной пластики в виде болевых, чувствительных и других нарушений:
■ эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности, возбудимости, мнительности, сочетающиеся с признаками депрессивных расстройств в виде сниженного настроения, чувства тоскливости, печали, безысходности (при обследовании пациентов неврологи всегда особое внимание уделяют этому клиническому феномену, поскольку эти пациенты всегда являются группой риска формирования осложнений в виде болевых, чувствительных и других нарушений, особенно после проведения инвазивных манипуляций);
■ наличие сахарного диабета (2-го типа), самым распространенным осложнением которого является диабетическая полинейропатия (нервные окончания, в том числе и на лице, у больных сахарным диабетом особенно уязвимы;
■ рецидивирующая герпетическая инфекция в области лица: вирус герпеса является нейротропным вирусом и поражает в основном сенсорные ганглии, расположенные в задних корешках спинальных нервов и в чувствительных корешках тройничного нерва; при этом в пораженных нервах длительно сохраняются эктопическая активность, экспрессия натриевых каналов мембран нервных клеток и центральная сенситизация; все это создает благоприятные условия для формирования нейропатических нарушений, особенно после различных инвазивных, в том числе инъекционных, манипуляций в области лица.
Лечение нейропатических нарушений должна быть комплексной, то есть включать несколько препаратов разнонаправленного действия: препараты α-липоевой кислоты (тиоктацид, берлитион и др.), нейротропные витамины (мильгамма, нейромультивит, бенфогамма и др.), вазоактивные препараты для улучшения венозного оттока из области головы (детралекс, флебодиа и др.), трициклические антидепрессанты с целью усиления нисходящих антиноцицептивных механизмов (например, амитриптилин). С целью оптимизации микроциркуляторной гемодинамики и нервной регуляции (определенным образом измененных или нарушенных манипуляциями в зоне проведения контурной пластики лица), а также модуляции противовоспалительного, противоотечного, иммуномодулирующего эффекта и потенцирования в случаях необходимости эффектов фармакологических средств у пациенток применяют физиотерапию. В случаях наличия выраженных отеков, кровоизлияний применяют магнитотерапию бегущим магнитным полем.
Эффективным, а также безопасным средством предупреждения (т.е. профилактики) осложнений и оптимизации вмешательств по поводу контурной инъекционной пластики врожденных и приобретенных деформаций лица является низкоинтенсивное лазерное воздействие (например, лазером УФЛ-01 АЛТ в красном диапазоне излучения с длиной волны 0,63 мкм и средней мощностью на выходе световода 5 мВт): 3 - 7 ежедневных сеансов с экспозицией 45 - 60 с на каждую выбранную зону (для выполнения этих процедур использовали сертифицированный Минздравом России гелий-неоновый.
doctorspb.ru © Laesus De Liro