В последнее время в игрострое я замечаю две постоянные и не самые приятные тенденции. Это "тех же щей", то есть, повторение до тех пор, пока все не забудут, что там было в оригинале и почему все от него так прутся, и обшивание берданки бисером, то есть приделывание к игре непонятных фишечек и рюшечек, которые никакого практического смысла не имеют, разве что дают возможность сказать "А у нас в игре вот так можно сделать!"
И если раньше одним из самых ярких представителей, совмещавших эти два принципа, был Fable II, то теперь это звание вполне может носить и второй Оверлорд. Вопрос "Зачем? Зачем это всё?" будет мучить игрока добрые три четверти игры, а то и поболе.
В принципе, если задуматься, в повторении нет ничего такого особо плохого. Ну хочется фанатам повторить. В таком случае обычно специально для фанатов выпускают большой (или не очень большой, в зависимости от числа фанатов и денег у них же) аддон с картами, вещами и парой новых монстриков. И все счастливы. Другое дело, когда кому-то становится мало денюшек от этого огрызка, и тогда возвещается о создании новой игры с циферкой 2 (3,4 и так до пятидесяти) в названии. Мне кажется, что такие игры в принципе обречены - потому что планка качества уже поставлена (и, раз игра пользуется успехом, поставлена достаточно высоко), и до неё нужно как минимум допрыгнуть, а желательно и перепрыгнуть метра на три. Это удаётся далеко не всем. Плюс, постоянное сравнение с первой частью, и при этом фанаты одной и той же игры хотят совершенно разного - от копии "с Бирюзовыми вместо Зелёных" до принципиально другой игры.
Так вот, первой части OII проигрывает по всем параметрам. Куда-то совершенно испарился юмор - хотя в титрах в графе "Сценарист" по-прежнему значится Рианна Пратчетт. Нет, некие фразы заставят вас улыбнуться, но не более. К тому же у разрабов какой-то совершенно непонятный бзик на толстых - 80% населения игрового мира имеют форму почти идеального шара и вес, стремящийся в бесконечность. Но если сначала видишь круглых и смертельно любвеобильных феечек, воплощающих собой принцип "Never trust a women!", и это забавляет, то после таких же круглых русалок, эльфиек, солярианок, начинаешь задумываться - не то у разрабов была одна-единственная модель, на которую натягивали разные текстуры, не то это такая скрытая пропаганда здорового образа жизни - "Будешь много есть и мало двигаться, за тобой придёт большой и страшный Оверлорд!" Помните стёб над жителями игрового мира в первой части? Единороги-людоеды, гномы, живущие под землёй, чтобы дождь не попадал в пиво, Молчаливое братство... Вспомнили? Забудьте. Ничего этого в мире второго Оверлорда нет. Есть эльф с патологическим желанием защитить всё пушистое и носящий подозрительный растаманский колпак, но как-то маловато его на всю игру.
В первой части у героя была возможность выбора. Хоть какая-то. Быть злым или очень злым, отправиться тащить у гномов чан с пивом или месить эльфов за артефакт. ВО второй нас лишили даже таких скромных возможностей. Выбор между Разрушителем/Поработителем и прямые рельсы. Максимум, на что может отклониться нынешний Оверлорд - это вернуться в порабощённый им город, дабы вправить жителям мозги парой-тройкой молний и собрать с них дань. Возвращаться на предыдущие локации с новыми миньонами, дабы достать что-то ценное - пффф, настоящие Оверлорды идут только вперёд. Если на уровне вам нужны Зелёные, чтобы пройти ядовитую стену - их дадут. Расслабьтесь. После вас не останется ни живых существ, чью энергию можно пустить на рождение новых войск, ни загадок, требующих разных способностей миньонов.
Нет, врать я не буду, есть хороший уровень. Один. Это - вытаскивание гнезда Зелёных из крепости. Беда в том, что многие последующие уровни повторяют его в точности - стань миньоном (да-да, теперь мы можем почувствовать на собственной шкуре, как это - быть мелким тщедушным созданием, слабым и нежизнестойким, правда, при наличии определённого магического девайса), пробеги где-то вдоль плинтуса, убей хранителя, засекающего магию, поверни рычаг, дабы открыть себе любимому проход, вернуться, пройти и повторить. А потом ещё раз.
Весёлое месилово уже больше не получается. Невинные и беззащитные заканчиваются очень быстро, а виноватые и вооруженные вполне могут за себя постоять, особенно если стоят в формации с центурионом. Приходится выстраивать тактику замеса сначала пузатого и блестящего, как самовар, начальника, а потом уже добивать потерявших уверенность в себе солдат. В плюс это или в минус - решать игрокам, но мне кажется, что некую часть своего обаяния и плюшевости игра от этого потеряла. С каких это пор большому и сильному Оверлорду приходится прятаться от антимагических пшикалок и жестяных банок в греко-римском стиле?
Правда, есть одна вещь, позволяющая ощутить свою крутость и охрененность. называется эта чудесная вещица катапульта. Фактически, катапульта является источником безграничного веселья - пока не кончатся враги или здания, пригодные для уничтожения. К сожалению, как и другие вкусности, они кончаются быстро.
Сюжет игры прост, как пять копеек - мы, как одно зло, "тьма", защищаемся от другого зла - императора Соляриуса, который ну очень не любит магию во всех её проявлениях, и почему-то постоянно называется "светом". Вот такие вот весы. Только отчего-то в этом сюжете не хватает солидных кусков и логичности действий его участников. Нет истории у самого Оверлорда, который в детстве терроризировал Норберг (кстати, маленький Оверлорд - это нечто! Оставайся он таким всю игру, несомненно, заслужил бы больше восторгов), а потом вдруг решил утопиться и стать куском льда. Нет информации о том, что за катаклизм пожрал предыдущую Башню и породил тонны голубой жижи, изменяющей всё, что к ней прикоснётся. Вызывает недоумение судьба предыдущих хозяев башни, о которой расскажут, но так, что лучше бы умолчали...
И все эти недостающие части, видимо, решили компенсировать теми самыми рюшечками и финтифлюшечками. Это как вместо оторванной руки пришить шёлковый шнурок с брюликами - работа проведена, нейрохирурги старались, а в результате - фигня вышла.
Больше всего бисера нашили на несчастных миньонов. Во-первых, у них теперь есть имена. Кому-нибудь в здравом уме придёт в голову пытаться различить каждого миньона и называть его по имени? Ещё несчастным приделали уровни. Соответственно, чем выше уровень, тем круче чорт. В связи с этим нам так же выдали персонального рипера - который может воскрешать особо приглянувшихся особей - за определённое число особо неприглянувшихся. Чтобы хозяин понял, что серый не стоит без дела, по каждому умершему есть подробная инфа - кто, какого уровня, когда умер и от чего. Правда, поскольку воскресить миньона 10 уровня стоит 10 чертей, а к концу игры они мрут, как мухи, смысл такой дедовщины становится неясным. Во-вторых,миньоны теперь могут оседлать животину, милую их сердцу, и получить за это бонусы. Бурые на волках могут перепрыгивать препятствия, зелёные на пауках ползать по стенам, а красные на саламандре - кататься по рампе (кстати, чорты очень нежно относятся к своим животинам и подбодряют их ласковыми словами. Правда, почему -то всегда одинаковыми - "Good Wolfie" и "Good Spydie", но это, наверное, это из-за низкого умственного развития). Все эти спец-способности используются по два-три раза за игру, и строго на том уровне, где были получены. Настоящие Оверлорды всегда идут вперёд, ага.
Ну, и напоследок, о святом. О Мистресс то есть. Нынешний Оверлорд может позволить себе аж трёх дам сразу, только толку в них, как вы уже поняли, ноль. Каждая новая дамочка приносит с собой список возможных украшательств замка (кстати, среди них есть весьма достойные) и возможность сделать её Первой Леди. Смысл от этого будет только в финальной битве - тогда дамочка выделит пит для вытаскивания волков, пауков или саламандр. До этого Мистресс (причём только одна, первая, остальные будут томиться в маленькой клетушке, называемой приватными апартаментами) будет безмолвно бродить по территории замка, являясь частью интерьера. Я уже молчу о том, что все трое отличаются только размерами груди текстурами. Какие там характеры, интриги и склоки! Любая из сестричек из первой части заткнёт за пояс всех троих.
Собственно, всё. Игра не вызывает ни отторжения, ни привыкания. Игра не вызывает, в общем-то, ничего. Оверлорд растерял достоинства первой части, а новые весьма сомнительны. Ещё одна полочная игра, ещё одно недостойное предшественника дополнение, обшитое ненужными рюшками. Свои шесть баллов из десяти на IGN она заслужила совершенно честно.