Невиновный христианин и "сатанинская гидра"

Jan 27, 2020 02:01

Дочитал очередную работу за авторством А.В. Ганина: "«Мозг армии» в период «Русской Смуты». Статьи и документы". Подробный пост постараюсь написать в ближайшее время, а сегодня обращусь к особо зацепившему меня сюжету. Во избежание недопониманий начать хотелось бы с того, что я высоко ценю деятельность данного историка. Несмотря на разницу во взглядах, я не могу не отметить профессионализм исследователя и высокую актуальность его трудов (именно по материалам одной из работ Андрея Владиславовича я писал заметку про предательство военспецов).

Покончив с реверансами, перейдём к делу: в одной из статей указанной работы (а именно "За что расстреляли ординарца Скобелева?", с. 426-439) исследователь рассматривает в мелкоскоп судьбу 62-летнего полковника Генерального штаба Ивана Степановича Кашубы. Этот белогвардейский офицер, не попавший в ряды счастливцев, эвакуировавшихся из России после разгрома армии Миллера, остался в Архангельске, был зарегистрирован большевиками и даже принят на работу в Архангельский губвоенкомат. Однако через несколько дней его арестовали, и в результате обыска на его квартире обнаружилось немало интересного. В частности, в работе цитируется фрагмент найденной листовки «Голос добровольца 60-ти лет», который я приведу целиком:

«из воззваний Правительства (Миллера. - А.Г.) видно, что победа необходима и недалека, и я скажу, что победа необходима и будет недалека над сатанинскою гидрою, возглавляемою жидоталмудистскою ересью, описываемою в сионских протоколах, разыгрываемых, как по нотам, только при одном условии, что добровольческие силы старцев от 50 до 70 лет будут употреблены на дело, соответствующее их званию и способностям, между которыми много чиновников, убеленных сединою. Но что же они делают? А окарауливают комиссаров в Кегострове, водя их попарно к речке на горшок в ночное время! Подумайте, граждане, какая внимательность к командирам шайки грабителей - бандитов, которые должны бы быть приставлены к стенке или в лучшем случае отправлены на Новую Землю или же в английские шахты для добывания каменного угля, что дало бы возможность удешевить доставляемый нам уголь. И только спокойных и менее причастных к организации большевизма следует оставить внутри страны и не иначе как под охраною ими же ограбленных лиц, а не чиновников...»

Оцените коммерческую жилку невинно умученного большевиками атланта, уже почти расправившего плечи: комиссаров предлагается отправить в шахты - но не ради наказания, а чтобы "удешевить уголь". Идея для стартапа просто феерическая. Но шутки в сторону: подследственный объяснял наличие у него таких материалов тем, что "решил заняться историей революционных движений". Сам А.В. Ганин эту версию отметает: "Едва ли эти материалы собирались им в качестве исторических свидетельств, о чем Кашуба говорил на допросах."

В показаниях Иван Степанович разливался соловьём, рассказывая о своей полезности как "знающего языки", о своей "страдальческой жизни", и даже о том, что "Как христианин, я близко понимаю сердцем коммунизм Советской России" (в это особенно верится на фоне "жидоталмудистской ереси"). Дебилов, способных поверить в это, среди архангельских чекистов не оказалось, поэтому итог немного предсказуем: героя обвинили в том, что "состоя на ответственном посту в советском учреждении, проживая квартирой в Соловецком подворье, не постыдился продолжать среди темных масс втихомолку сеять смуту против советского строительства, применяя вышеозначенное на почве религиозности (см. лист 108), и кроме того Кашуба в то время был заинтересован широкой наглостью по отношению к Советскому правительству вообще и в частности помещал высшей наглости статьи в газетах, издавая всевозможные брошюры и т.д. (см. лист 91 по 101)". Автор пишет о том, что доказательств антисоветской агитации в деле не имелось, но по какому разряду должно проходить написание листовок, и для чего, собственно, И.С. Кашуба их писал, если не для распространения - не объясняет.

Вполне закономерный финал - расстрел персонажа, и я предполагал, что автор посетует на излишне суровое наказание, обусловленное реалиями Гражданской, однако А.В. Ганин резюмировал эту историю весьма неожиданным образом, сообщив: "Фактически его «вина» заключалась в том, что он оказался не в том месте не в то время... Выходец из малороссийского дворянства, он был типичным носителем имперского сознания, а такие люди пришедшим к власти большевикам были не нужны." Я на этом моменте временно утратил дар речи (и чтения). Это даже трудно комментировать. Ну разве что так: представьте себе, что бы стало с военным в сегодняшних реалиях, начни он распространять листовки аналогичного содержания, подставив вместо "комиссаров" членов нынешней правящей партии. Его, конечно, не расстреляют (поскольку у нас не идёт Гражданская война), но если поймают - то посадят гарантированно, поскольку как минимум это разжигание межнациональной розни и призыв к насильственному изменению конституционного строя. А если мы подключим принцип историзма, и вспомним про еврейские погромы времён Гражданской, то станет ясно, что оставлять таких персонажей безнаказанными - безумие (хотя расстрел - это, конечно, действительно чересчур суровая кара). Ладно бы ещё Андрей Владиславович не цитировал опус своего героя (кстати, цитата единственная, и очень короткая - а жаль), или предположил, что листовку подбросили чекисты - тогда его трактовка могла бы выглядеть вполне адекватной. Но нет, он сам добросовестно приводит материал, который опровергает его высказывания.

Самое главное в этой истории то, что расстреляли И.С. Кашубу за конкретные листовки (и их предполагаемое распространение), а не за "имперское сознание".

Историческая литература, Репрессии, Ганин, Гражданская Война

Previous post Next post
Up