Что нужно новой России?

Nov 07, 2019 17:07

Третьего дня на все деньги выступил небезызвестный Д. Киселёв, сообщивший изумлённой общественности:
С одной стороны, у нас людей с дипломами юристов, экономистов, менеджеров, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью больше, чем нужно. А с другой стороны, хороших юристов и хороших экономистов, о которых мечтают работодатели - меньше, чем нужно... Для студентов и их семей надежда и большие траты на образование. Для выпускников - сверхожидание и сверхамбиции. А потом сверхожидания оборачиваются разочарованием, а сверхамбиции - обидой и недовольством к стране и обществу, мол, ко мне несправедливы, а значит, и общество несправедливо, точнее власть... Итак, выходит, что у нас система высшего образования - конвейер, создающий недовольных. (ссылка)

Пропустим пассаж про "хороших" выпускников - все мы знаем о заветной мечте любого буржуя получать 25-летнего специалиста с 10-летним опытом. Не будем останавливаться на кривой логике, в рамках которой правящий класс, целенаправленно формирующий образование в определённом ключе, финансируя обучение бесперспективным специальностям - ни в чём не виноват, а виноваты недовольные граждане, потратившие на ненужное образование 6 лет своей жизни и немалые суммы. Сосредоточимся на сути: хорошо, пусть основная масса выпускников гуманитарных специальностей не нужна (заметим в скобках - как и инженеры с учёными), но кто же нужен? Какие направления деятельности наиболее перспективны?

Не тревожься, сознательный гражданин! Лучшие люди страны не оставят тебя в неведении: вот член комитета Госдумы по труду и социальной политике Сергей Вострецов сообщает: "Ко мне на приём все время приходят странные люди, которые жалуются, что у них по два-три высших образования, а они не могут найти работу. Когда я им указываю, что биржа труда ломится от вакансий маляров, уборщиц, продавцов, они воротят нос. Ну так и кто им виноват, что они такие белоручки?" (ссылка).

Вообще сравнивая консерваторов конца XIX/начала XX века с охранителями нынешними, приходится признать: прошлые по непротиворечивости позиции серьёзно проигрывают новой технологической модели "охраноид 2000".

Косные ретрограды седой старины были принуждаемы к модернизации самим ходом истории (развитием производительных сил в европейских странах, с которыми приходилось конкурировать), всеми четырьмя лапами тормозили её, и уступали лишь под неумолимым гнётом обстоятельств. Но проводить модернизацию невозможно, не давая образования рабочим ("Стеклозаводчикам было известно, что низший заводской персонал - стекловары, гончары, каменщики - состоит из «людей, имеющих самые фантастические представления о предметах, явлениях и процессах, над которыми… они работают. При всем желании они не могут вполне добросовестно исполнять требования, им совершенно непонятные, кажущиеся им… капризами, “мудрствованием”; от них нельзя добиться точных показаний, сведений… Приложение к практике теоретических знаний почти невозможно при таких условиях, но еще труднее вести систематические наблюдения, производить опыты") - а значит, приходится своими руками создавать противоречие между повышением уровня образования с одной стороны и нежеланием признавать этих самых рабочих людьми - с другой. Это противоречие пытались разрешить посредством остроумных рекомендаций почаще обращаться к божественному авторитету. В "Церковных ведомостях" от 26 августа 1906 года писали, что в литературе против социализма "встречаются такие тенденциозные утверждения, как, например, что Христос притчею о талантах узаконяет процент". Современник удачно высмеял эти потуги в чеканной формулировке: "Теперь требуют, чтобы литература процветала, но никто бы ничего не писал ни в прозе, ни в стихах; требуют, чтобы учили как можно лучше, но чтобы учащиеся не размышляли... Теперь требуют от юношества, чтобы оно училось много и притом не механически, но чтобы оно не читало книг и никак не смело думать, что для государства полезнее, если его граждане будут иметь светлую голову вместо светлых пуговиц на мундире". Насколько хорошо это работало, мы с вами знаем.

Напротив, современные тормоза прогресса не ставят себе цели с кем-то конкурировать, они собираются постепенно продать зарубежным господам все средства производства/территории/(вообще всё, что к полу не приколочено) за личные преференции (как "продали" кусок Роснефти Катару за счёт кредита от ВТБ [ссылка], отдали под управление американцев Русал [ссылка], отстегнули итальянской компании Enel три ГРЭС и так далее). При этом исключительно последовательно проводят политику деиндустриализации и архаизации экономики. Тем самым и противоречия не возникает: ориентированной на экспорт сырья экономике в самом деле не нужны образованные кадры => всё меньше людей понимает процессы, происходящие в стране, их сознание дрейфует всё ближе к религиозному => возможность осознанного противодействия трудящихся правящему классу непрерывно снижается. Профит!

Всякому настоящему охранителю очевидно, что страну уборщиц, продавцов и маляров с тремя высшими образованиями ждёт огромное будущее, полное самых невероятных перспектив. Но к чему же этот пост сегодня?

К тому, что 102 года назад со страной Победоносцевых и Филаретов, Киселёвых и Вострецовых (и их хозяев - крупной буржуазии) было покончено. Открывшиеся перед трудовым народом благодаря господству плановой экономики (пускай и в несовершенном виде) перспективы карьерного роста, улучшения жилищных условий и социальных гарантий позволили явить изумлённому миру невиданные достижения и потрясающие прорывы. Это не просто повод для гордости за предков, это - надежда на будущее для любого честного труженика.

Политота, Революция

Previous post Next post
Up