Sep 16, 2017 23:00
А.С. Панарин пишет: "Юноши и девушки, усвоившие грамотность в первом поколении, стали читать Пушкина, Толстого, Достоевского - уровень, на Западе относимый к элитарному... Нация совершила прорыв к родной классике, воспользовавшись всеми возможностями нового идеологического строя: его массовыми библиотеками, массовыми тиражами книг, массовыми формами культуры, клубами и центрами самодеятельности. Если сравнить это с типичным чтивом американского массового "потребителя культуры", контраст будет потрясающим... После этого трудно однозначно отвечать на вопрос, кто действительно создал новую национальную общность - советский народ: массово тиражируемая новая марксистская идеология или не менее массово тиражируемая и вдохновенно читаемая литературная классика".
С.Г. Кара-Мурза, "1917. Февраль <-> Октябрь. Две революции - два проекта", стр. 356
Признаюсь честно: сколько слышу эти вдохновенные филиппики про необычайно благотворное влияние классики - столько удивляюсь до глубины существа. В процитированном фрагменте, впрочем, эта нелепица доведена до абсурда. Невозможно отрицать, что литература составляет важную часть формируемого мировоззрения любой личности. Но взятая отдельно литература, как бы прекрасна она не была, не формирует наций. Классика остаётся одной и той же на протяжении веков, её массив может быть положен в основание как прекрасного дворца будущего и прогресса, так и мрачной пирамиды для ритуальных жертвоприношений.
Сто лет назад полуграмотные рабочие и крестьяне, не читавшие ни Толстого, ни Пушкина, отчего-то свергли диктат царизма, а следом и тех буржуев, что пришли ему на смену - и мрачная брутальность их деяний дала мировому социальному прогрессу больше, чем когда-либо могут надеяться дать все учёные книжники и библиотеки мира.
А современный российский режим, порождение угнетения и криминала, создан руками новых воров-буржуев, которые в школьные годы изучали Толстого и Пушкина. Миллионы других людей, также воспитанных на Чехове и Достоевском, повелись на банальную обманку капитализма, как сопливые дети, и сегодня влачат покорное и униженное существование, забыв про все мечты о светлом будущем, будто их и не было. Весь пыльный литературный багаж, да и в целом всё "лучшее в мире советское образование" оказалось абсолютно бесполезным в борьбе с главным врагом трудящихся. На фоне этого восторги по поводу огромного влияния литературы на нациестроительство выглядят глупо до невозможности.
Историческая литература,
Образование,
Мораль