Истоки воинствующего атеизма

Nov 28, 2010 17:04

Большевиков часто обвиняют в гонениях на религию. В связи с этим привожу отрывки из книги «Приговоры и наказы крестьян Центральной России 1905-1907 гг.» (выбраны только фрагменты, касающиеся религии, но вообще там очень много интересного)

Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт, и об этом никто не хочет заявить. Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны при церкви и за могилы при церквах-же. Все это крестьян - людей темных - возмущает. Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются приезжие люди. (стр. 174, документ №109, Из приговора крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губернии в I Государственную думу, апрель 1906 года)

Потом желали бы отменить грабительство со стороны священства, которое в нашем селе очень распространено; а именно: за венчание берут 10-15 руб., за похороны 7 руб., а если священник поднимает тело, то - 15 руб., за крестины 1 руб., за молебен простой 30 коп., с акафистом - 50 коп. Мы крестьяне на сем сходе решили этой платы не давать по силе возможности хозяина. Нас бедных крестьян и так дерут со всех сторон без «Божьих служителей», которые получают жалованье доходом и первейшей землей. (стр. 199, документ №131, Наказ крестьян Шоптовской волости Бельского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу, 23 мая 1906 года)


Наша земля окружена другими землями: местной помещичьей и церковной. Даже курам и то особенно негде разгуляться. Не углядел, так будет у «батюшки», а не то у помещины. Также непосильным гнетом ложатся на нас церковные поборы, а также всевозможные подати и налоги в казну. (стр. 235, документ №176, Приговор крестьян Спасо-Липецкого сельского общества Духовщинского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу I Государственной думы, 4 июня 1906 года)

Близкий нашему деревенскому люду человек, священник, и тот выколачивает с нас по полторы да по две десятки за похороны, за венец, не говоря о бесконечных колядах. (стр. 283, документ №226, Наказ крестьян д. Борвиков Поречского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу I Государственной думы, июнь 1906 года)

Кроме того, церковные служители, священники тащут с бедного крестьянина за похороны большого 7-10 рублей, за венец от 10 до 25 рублей, за молебны само-собою и т.п., требуют плату с живого и мертвого. (стр. 297, документ №239, Приговор крестьян Рибшевской волости Поречского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу, июнь 1906 года)

Наши попы дерут с нас деньги немилосердным образом, за всякие обряды и требы дерут втридорога, да ещё ходят собирать новину, как-то: рожь, пшеницу, овёс, горох, коровье масло, шерсть, яйцо, одним словом, всё, что только попало им в руки. (стр. 344-345, документ №282, Приговор крестьян д. Копылова Макарьевского уезда Нижегородской губернии во II Государственную думу, 18 марта 1907 года)

Предлагают крестьяне и рецепт избавления от этой напасти, вполне внятный:

Духовенству назначить жалованье, и оно было бы избираемо народом. (стр. 277, документ №220, Приговор крестьян Рыбинской волости Поречского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу, июнь 1906 года)

Положить всякому начальству жалование от казны, а так же и духовенству, запретив ему произвольные поборы. (стр. 247, документ №189, Наказ крестьян с. Большие Угоны Льговского уезда Курской губернии в I Государственную думу, июнь 1906 года)

Отказать духовенству в поборах за требы, назначив им жалованье от казны, постройки и ремонт церквей и домой священнослужителей на счет казны. (стр. 350, документ № 286, Наказ крестьян с. Протасовки Лукояновского уезда Нижегородской губернии II Государственную думу, 23 марта 1907 года)

Церковь должна быть отделена от государства и государство не должно вмешиваться в церковные дела. (стр. 356, документ № 289, Приговор крестьян Костромского уезда и губернии во II Государственную думу, март 1907 года)

12. Отделить школу от церкви, а церковь от государства.
13. Назначить духовенству определенное жалование от казны, чтобы прекратились всякие поборы духовенства, так как подобными поборами развращается народ и падает религия. (стр. 366, документ №298, Наказ крестьян с. Суховерова Кологривского уезда Костромской губернее во II Государственную думу, апрель 1907 года)

Как тут не вспомнить разглагольствования Деникина:
Религиозность русского народа, установившаяся за ним веками, к началу ХХ столетия несколько пошатнулись. Как народ-богоносец, народ вселенского душевного склада, великий в своей простоте, правде, смирении, всепрощении - народ поистине христианский терял постепенно свой облик, подпадая под власть утробных, материальных интересов, в которых сам ли научался, его ли научали видеть единственную цель и смысл жизни… Как постепенно терялась связь между народом и его духовными руководителями, в свою очередь оторвавшимися от него и поступившими на службу к правительственной власти, разделяя отчасти её недуги… Весь этот процесс духовного перерождения русского народа слишком глубок и значителен, чтобы его можно было охватить в рамках этих очерков. Я исхожу лишь из того несомненного факта, что поступавшая в военные ряды молодёжь к вопросам веры и церкви относилась довольно равнодушно.

Деникин, несомненно, ставит телегу впереди лошади. Не народ утратил религиозность в погоне за «материальными интересами», а пастыри утратили способность указывать путь и давать ориентиры, погрязнув в поборах и «грабительстве».

Вас всё ещё удивляет - откуда взялось столько людей, готовых рушить храмы? И ещё больше нашлось тех, кому на разрушенные храмы было плевать? Меня вот почему-то не удивляет.
P.S. Желающие могут по-прежнему верить в коварных жЫдомасонов, поправших «Святую Русь».

Историческая литература, Религия

Previous post Next post
Up