Уроки прошлого

Sep 09, 2024 19:09

Надо признать, что во время Первой мировой социал-шовинисты порой проявляли чудеса изворотливости. Взять хотя бы речи А.Ф. Керенского - вот отрывок из дореволюционного публичного выступления:

"Русские граждане, помните, что нет у вас врагов среди трудящихся классов воюющих стран. Защищая до конца все родное от попыток захвата, помните, что не было бы этой страшной войны, если бы свобода, равенство и братство руководили бы деятельностью правительств всех стран. Все, кто хочет счастья и благополучия России, закалите дух ваш, соберите все ваши силы и, защитив страну, освободите ее. А вам, нашим братьям, проливающим кровь за родину, низкий поклон и братский привет!"

Обратите внимание, какая тут бездна смыслов. Во-первых, врагов среди трудящихся нет, но убивать их надо и дальше. Во-вторых, в неявном виде присутствует прообраз тезиса "либеральные демократии друг с другом не воюют". В-третьих, оцените ловко сформулированную двусмысленность: то ли призыв "освободите страну" относится к выдворению иноземного захватчика, то ли к неповиновению родному начальству. То ли надо "сплотиться и не гундеть, а уж потом...", то ли вовсе даже наоборот, поди разбери.

К второй трактовке подталкивает скандально известный пассаж из другой речи фигуранта: "Я по политическим своим личным убеждениям разделяю мнение партии, которая на своём знамени ставила открыто возможность террора, возможность вооружённой борьбы с отдельными представителями власти, партии, которая открыто признавала необходимость тиранов убивать... Я говорю о том, что делал в классические времена гражданин Брут". С думской трибуны Александр Фёдорович призвал ажно к цареубийству, но под патриотическим соусом (устранить тирана необходимо, чтобы эффективно вести войну, которой тот мешает). Но витийствовать - это совсем, совсем не то же самое, что ворочать мешки. Когда дошло до дела, Николай Романов был низложен, и массы требовали возмездия, Керенский лично озаботился охраной поверженного сатрапа. В ответ на крики "Смерть царю, казните царя", недоделанный "тираноборец" и без пяти минут "Брут" ответствовал: "Этого никогда не будет, пока мы у власти. Временное правительство взяло на себя ответственность за личную безопасность царя и его семьи... Я сам довезу его до Мурманска". П - последовательность и принципиальность.

Но вернёмся к вопросу о войне: после Февраля выяснилось (на примере Милюкова), что откровенные разговоры про захватнические цели войны энтузиазма у широких масс не вызывают, и даже наоборот. Пришлось на скорую руку изобретать новую концепцию: дескать, в Тройственном Союзе - отсталые монархии, а во Франции офигенно прогрессивная буржуазная демократия. Поэтому если Антанта падёт, демократические ценности окажутся поверженными, а значит надо срочно бежать в атаку первым, вперёд, ура! Но уже не ради Босфора и Дарданелл (все заинтересованные лица прикинулись ветошью и старательно делали вид, будто никаких разговоров на сей счёт не велось), а ради "защиты революции" и "мировых демократий".

И г-н Керенский стал произносить духоподъёмные речи: "На мне... лежит обязанность... вести человечество по пути к общей цели демократии, как нашей, так и союзной: [к] миру всего мира и созданию жизни на основах труда и справедливости. Демократическая армия должна добиться этих целей путем самых решительных действий, которые только и могут привести к быстрому достижению идеалов демократии и народных стремлений". Градус пафоса было куда увеличивать: "Защищая Россию, вы боретесь и за торжество великих идеалов революции, за свободу, равенство, братство! Ни одной капли вашей крови не прольется за дело неправды. Не для захватов и насилий, а во имя спасения свободной России вы пойдете вперед, туда, куда поведут вас вожди и Правительство... Вы понесете на концах штыков ваших мир, право, правду и справедливость".

Плести кружево из слов - милое дело. Правда вот землю крестьянам не дадут, 8-часовой рабочий день пролетариям - тоже. Даже Учредилку зажали! Умирать полагалось за всякое абстрактное: мир, добро, правду и отсутствие комочков в холодной манной каше. Выбирай добровольно!

1917, Первая Мировая Война

Previous post Next post
Up