Есть у Ленина коротенькая заметка "Рабочий класс и неомальтузианство". В ней он подмечает разницу между мелкобуржуазным и пролетарским подходами к продолжению рода. Мелкобуржуазный - "самим бы, дай бог, продержаться как-нибудь, а детей уж лучше ненадобно", пролетарский - "мы уже закладываем фундамент нового здания, и наши дети достроят его".
Разницу Ильич выводит из положения классов. Положение обоих тяжело, но мелкая буржуазия размывается, постепенно исчезает, пролетариат же борется, выбивая (пусть с кровью) себе всё лучшие условия. Мелкобуржуи - в безвыходном положении, пролетарии видят перспективу. Пусть не они сами, но их дети или внуки будут жить, как люди.
Если посмотреть на вопрос под таким углом, выходит, что разного рода подачками проблему демографии невозможно решить в принципе. Даже если бы эти подачки не были так смехотворно малы и не сопровождались целым рядом
издевательских условий - всерьёз они дела не поправят.
Всё потому, что сломив (хочется надеяться, что временно) рабочий класс, одержав над ним сокрушительную победу - буржуазия одновременно на корню подрубила возможность стабильного воспроизводства трудовых ресурсов. Это не тот случай, когда можно как-то сбалансировать разные цели, решая задачу многокритериальной оптимизации: либо пролетариат борется и в борьбе побеждает, отвоёвывая всё новые рубежи, либо он задавлен и унижен.
Поэтому сентенции вроде "
Демография - это то, где у нас пока не получается" глубоко ошибочны и несправедливы. Самое главное у правящего класса пока отлично получается. Просто решение приоритетных задач (подавление и разгром рабочего движения) исключает решение второстепенных (стимулирование демографии).