Непонятные люди требуют странного

May 11, 2023 10:45

С пропагандистских фронтов поступают тревожные сводки: "Мне не нравятся разговоры о революционной ситуации. Вы, что с ума посходили? У нас война идёт, а вы революцию решили устраивать? Причём на ровном месте"

Это более чем интересная трактовка. Во-первых, от разговоров про революцию революции не случаются. Во-вторых, революционную ситуацию в стране может создать только одна сила, и имя ей - правящий класс. Чтобы мысль была понятнее, в общих чертах рассмотрим обстановку, которая в 1917-м подвела массы к самому краю.

В ходе ПМВ экономика Российской империи оказалась подорвана. В сельском хозяйстве урожаи упали на 10-50% по разным культурам (мужчины в армии, массовой механизации нет). Параллельно в промышленности одни заводы остановились из-за разрыва логистических цепочек (международная торговля почти прекратилась), другие были переориентированы на военные нужды, третьи встали из-за нехватки рабочей силы (всего к ноябрю 1917-го остановили работу 800 заводов, без работы осталось 170 тыс. рабочих). Результат - острая нехватка товаров, которые можно было бы продать крестьянам в обмен на хлеб. По этой причине (и из-за дефицита рабочих рук, конечно) крестьяне чем дальше - тем больше сокращали посевы, т.к. не было экономического смысла что-то выращивать: на вырученные от продажи хлеба деньги ничего нельзя купить.

Плюс действующая армия съедает 50% производимого хлеба и всё равно сидит на полуголодном пайке. Плюс разрушена транспортная связность страны: за годы войны паровозный парк сократился с 20071 до 10162 шт., а количество товарных вагонов - с 507671 до 283606 шт (значительная часть уцелевшего парка "трофеилась" военными в прифронтовой зоне и не возвращалась гражданским властям). На практике это означает, что по стране расползается как бы "некроз", многие губернии выключены из товарооборота - даже если в них есть хлеб, его не на чем везти в голодные регионы. Добавьте к этому бешеный рост цен и падение реальных доходов рабочих - и получится изрядная картина.

Всё это поставило города на грань голода (уже в 1915-м - сотни голодных бунтов), и ситуация только усугублялась. Февральская революция, свергнув царизм - не остановила войну, не вернула тружеников с фронта на поля, не привела к восстановлению экономики.

Беспросветный трындец переполнил чашу народного терпения, и создал ту самую революционную ситуацию. В чём же она заключалась, если показывать на картошке? А вот в чём:

- рабочие явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, а фабриканты вынуждены с этим мириться - потому что не стало полиции, которую можно было бы послать избивать и расстреливать работяг за дерзость;

- солдаты на фронте отказывались выполнять те приказы, с которыми они не были согласны - а если офицеры пытались их заставить, с ними приключалось что-то нехорошее;

- крестьяне самочинно захватывали и делили промеж собой земли помещиков;

- железнодорожники отказывались перевозить войска, посланные на подавление бунтов;

- всё же добравшиеся до бунтов солдаты частью просто отказывались стрелять, частью вообще присоединялись к крестьянам (в письмах комиссаров Временного Правительства - вопль "надёжных частей нет").

Практически весь социум враждебен правительству и не подчиняется ему. Это - революционная ситуация, и организовала её власть, ввязавшаяся в бесперспективную войну. Но и сама власть металась, как дикое животное в объятом пожаром лесу. Не вступать в войну нельзя: не поймут ни "уважаемые партнёры", накачивавшие экономику чудотворными инвестициями, ни собственное "общественное мнение" (под "обществом" понимали, ясен пень, только буржуазию и её лакеев).

Как писал классик о той войне: "Война порождена не злой волей хищников-капиталистов, хотя она, несомненно, только в их интересах ведется, только их обогащает. Война порождена полувековым развитием всемирного капитала, миллиардами его нитей и связей. Нельзя выскочить из империалистской войны, нельзя добиться демократического, не насильнического, мира без свержения власти капитала, без перехода государственной власти к другому классу, к пролетариату."

1917

Previous post Next post
Up