Сегодня в студию приходил мастер-камнерез. Не знаю, правильно ли я называю его профессию, потому что он режет из ценных пород камней - и возможно, что это как-то особенно называется.
Короче говоря, он принес фигурку рыбки, вырезанную из агата. Размером со среднюю женскую ладонь.
Снимали мы ее для каталога Эрмитажа.
Рыбка портрясающе красивая, полупрозрачная, изящная и очень живая. Полтора месяца работы, но он доволен - говорит, быстро получилось. Нетрудно посчитать, как мало человек успевает создать, в приниципе, за свою жизнь.
Гениальный муж Сахаров поставил сказочный свет, отчего рыбка стала еще более прозрачной, объемной и было очень легко додумать (и с долей воображения увидеть) ее бьющееся сердечко. Впрочем, живой она была и без него.
Насколько я понимаю, лично для меня ценность предмета искусства заключается в том, насколько много жизни в него вложено. От некоторых меня начинает потряхивать, как будто они заряжены чем-то особенным (собственно, так оно и есть).
Ну а если о художниках, напрмиер, то в этом году я имела счастье сравнить работы известного мастера, которые были вывешены на одной выставке с работами моей любимой
fefa_koroleva. Так вот от ее картин исходил свет, тепло и сила. И еще нечто такое, отчего по коже бежали мурашки. И около ее работ можно стоять и греться. Ей бы иконы писать...
А его работы, старательно и умело выписанные, не вызывали ничего, кроме уважения к тщательности. Не было в его картинах ничего - ни силы, бьющей от полотна, ни эмоций, ни звуков, ни-че-го.
И тогда я впервые поняла, что начинаю хоть что-то понимать в искусстве. Достаточно просто почувствовать энергетику и жизнь, поймать эту силу, бьющую через полотно. Все просто - или она есть, или ее нет.
Эдвард Мунк "Крик"
Продана за почти 120 миллионов пару лет назад. Не в цене дело, конечно, когда я думаю о ее гениальности, а именно о силе, которую она передает. Она накрывает настолько, что я совершенно не люблю эту картину, она буквально уничтожает меня, если я задерживаюсь на ней взглядом.
Мунк говорит: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».
Тот, ради кого я прихожу в Эрмитаж - греть душу. Клод Моне. Иногда прихожу только в зал импрессионистов, провожу там час и ухожу, наполненная до краев. Показывать любимые работы не буду, смотреть на них в размере 600 пикселей по длинной стороне просто категорически нельзя :) Только подойдя близко-близко, когда кроме мазков и пятен цвета ты не видишь ничего, а потом медленно отходить, замирая, ждешь, делаешь еще шаг назад, и вдруг начинать видеть. Вот тут-то и накрывает по полной программе - цветом, объемом, звуками, запахами.
Смотреть, конечно, оригиналы, это важно, копии и репродукции могут передать цвета, но всегда теряют в силе.