Ищу информацию о Владимире Николаеве

Jan 17, 2013 15:05


"Жизнь сразу требует от них определиться: служить народу и стране или спасовать перед криминалом и пополнить ряды сознательных разрушителей социализма (мафиози)", - сообщила мне с утра "Википедия", когда я захотела узнать что-нибудь о фильме "Коллеги". Согласитесь, такое свежее определение как "мафиози - сознательные разрушители социализма", встретишь не часто
Ах, дон Корлеоне, знали ль вы... Но не о том речь
На "Коллег" я попала вчера в ночи, на телеканале "Домашний". Так и осталась смотреть в оцепенении. 1962 год, ч\б.
Молодые Ливанов, Лановой, Анофриев, Семина, Шацкая. И Плятт (пробросом почти, без крупных планов).  
Сценарий Василия Аксенова, режиссура Алексея Сахарова. Оператор Владимир Николаев. 
И вот, в связи с последним, у меня есть вопрос к друзьям-синефилам. Расскажите мне о нем. 
О нем как-то неприлично мало сообщается в доступных источниках - пара строчек, да упоминания в титрах очень известных произведений. И дата смерти - 1995.
Что случилось с этим человеком?  
Может быть, кто-то знает?
А я пока перечислю нагугленное.  
Оператор Владимир Николаев снял много фильмов, в том числе - "Еще раз про любовь". И - "Хозяина тайги". И - "Председателя". И - "Балладу о солдате". Еще он снял несколько киноверсий театральных постановок, например - "Школу злословия" и "Бориса Годунова". Также были киноконцерты конца 50-х. Если перечислить всех актеров, которые побывали перед объективом Николаева, материала наберется на словарь советского кино. Там, выше, я назвала имена из одной единственной картины "Коллеги", которая почему-то была сочтена неудачной и очень редко показывается сегодня по ТВ. Но были и другие имена. Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Татьяна Доронина, Александр Лазарев... Их всех любила камера Владимира Николаева, и полюбила так, что фильмы мы смотрим до сих пор, не взирая на отсутствие 3-Д.
Пресловутые "Коллеги", из-за которых я так всполошилась, сделаны очень здорово, хотя и чувствуется огромное влияние Урусевского. С другой стороны, в том же 1962 году Трюффо выпускает фильм "Жюль и Джим", где оператор тоже как-то от флюидов Урусевского не бежит. "Летят журавли" вышли за 5 лет до этого и перевернули кинематограф, но я не буду сейчас формулировать сентенции, которые уместны были бы  в устах знатоков кино. А я не синефил, я просто зритель, зацепившийся вдруг за деталь. И я хочу одного: ответа на свой частный вопрос, как это оператор такого уровня, как Владимир Николаев, в нашем уже мире умудряется не оставить следов в Интернете? Почему о нем не пишут?
Он был настолько незаметной личностью? Он как-то с кем-то испортил отношения настолько, что его предпочитают не помнить? Он заболел в 70-е и оказался забыт еще до смерти, а уж после смерти и вспоминать было некому? Я не знаю, но мне хотелось бы узнать. 
1909-1995 - это многия лета. Долгая жизнь, связанная с "важнейшим из искусств". В "Кинословаре" за 1986 год он, Николаев, есть, а дальше как-то тихо. Был заслуженным деятелем искусств РСФСР. И - тишина. 
С одного из просмотренных сайтов: "Окончил ГИК (1932) Был оператором «Союзкинохроники», с 1935 - оператор-постановщик киностудии «Мосфильм» и опять тишина.  
Перечитайте список из некоторых актеров, которых он снимал. Вспомните кадры, поскольку речь идет о фильмах, которые мы знаем. Да-да, главный - режиссер, а над ним еще и Госкино, и монтаж существует, но мне тут, в этой истории полного забвения человека с кинокамерой, чудится какая-то загадка.
Расскажите, пожалуйста, если кому-то известна разгадка.    

кестьЙоны

Previous post Next post
Up