Начало: Святые на острове Авша. Под крыльями ангелов... Святые на острове Авша, часть II: Святой Симеон Митиленский Святые на острове Авша, часть III: Феофан и Федор Начертанные Святые на острове Авша, часть IV: Макарий Пеликитский Святые на острове Авша, часть V: Иоанн Кафарский Преподобный Иларион Новый был игуменом Далматской обители - той самой, в которой десять лет провел и
Иоанн Кафарский. Видимо, Далматский монастырь был в то время рассадником иконопочитателей и занозой в императорском глазу. Прозвали его Иларионом НОВЫМ, так как очень он почитал своего тезку - Илариона Великого - и стремился подражать его жизни.
Слева - Иларион Новый Далматский. Справа - Иларион Великий
Судя по жизнеописанию, человек он был скромный, к власти не рвался. Монашество принял в 20 лет, в 23 года перешел в Далматский монастырь, где долгое время исполнял послушание садовником. А когда узнал, что другие монахи хотят его сделать игуменом, вообще сбежал. Или, как красиво пишут в жизнеописаниях, тайно удалился. :) В общем, не амбициозный был, точно:
Игуменом его все же сделали - уговорил сам партриарх Никифор. Ну а дальше все - по стандартному для того времени сценарию. В 813м году к власти приходит иконоборец Лев Армянин. Иларион Новый, не подчиняясь, продолжает почитать иконы да еще и дерзит правителю. Гонения, мучения голодом и жаждой, темницы, истязания и непреклонная железная воля монаха. На Aфусию Илариона сослал Феофил II в 830м году, предварительно повелев высечь старца палками. 170 ударов. А Илариону Новому, между тем, было уже около 60ти лет.
Иларион Новый, икона (минея). Начало XVII в. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии
Бродя по развалинам монастыря на Авше, мы наткнулись на примечательно оформленный мощными обтесанными каменными плитами вход куда-то под землю:
Оказалось, что ведет этот ход к источнику с пресной водой - вроде бы, святому. Но сейчас он завален камнями:
Тем любопытнее мне было прочитать, что святой Иларион, находясь в ссылке на Афусии, вырыл себе келью, рядом с которой по его молитве забил источник. Так может, дошедший до наших пор источник и есть тот самый, святого Илариона? Во всяком случае, мне интересно думать, что это так.
Как сообщает нам
Житие Илариона Далматского,"значительным облегчением для святого было то, что он содержался здесь не в темнице и не в оковах, но жил в келии, хотя весьма тесной. В этой келии он прожил до самой смерти (императора) Феофила".
Ссылка Илариона Нового закончилась со смертью императора. Он вернулся на свой пост в Далматский монастырь, успел прославиться чудесами (какими - не нашла), и через три года, в 845м году отошел к Господу...
День памяти - 6 (19) июня.
И все-таки, видимо, НАДО мне было перелопатить гору источников и залезть с ушами в историю, чтобы вытащить на свет божий имена христианских святых, связанных с ныне мусульманским турецким островом.
Ну а что мне еще думать, если про первого из них - Симеона Митиленского - я села писать ровненько в день его памяти 1 февраля, а про последнего - преподобного Илариона Нового - 6 июня. И тут же выяснилось, что этот день, правда, по старому стилю, - тоже день поминания святого! Меня такие шутки от мироздания улыбают. Видно, точно, эти посты - божий промысел. :)