Кайсери. Наследие сельджуков

Mar 27, 2014 19:36

Начало: Кайсери - город торговцев и предпринимателей

У нас был целый день на знакомство с Кайсери. Быстренько глянув в интернете, я обнаружила 3 музея: археологический, музей Мимара Синана, совмещенный с музеем города (Kent ve Mimar Sinan Müzesi), и совсем новенький, открывшийся в феврале этого года буквально за неделю до нашего приезда «Музей сельджукской культуры» (Selçuklu uygarlığı müzesi). Ни один из них меня особо не впечатлил по фото в интернете. Археологические мне надоели за мою жизнь, на творения Мимара Синана интереснее смотреть вживую, а сельджуки... Ну что там осталось-то с тех времен? - подумала я. XI-XIII век нашей эры. Жалкие крохи. Решила: не пойдем, просто погуляем по городу. Ага. КАК ЖЕ Я ОШИБАЛАСЬ! Забегая вперед скажу, что интереснее музея я еще не видела! Это при том что экспонатов там действительно не так много.

В общем, пошли мы гулять в центр. А там - красота красотой! Обалденный комплекс «Хунат Хатун» (Hunat Hatun) XIII века (1238 г.), возведенный по указу жены Аладдина Кейкубата I (Alaaddin Keykubad I) - сельджукского правителя, завоевавшего, между прочим, Аланью (она и названа в его честь). И жену свою он там же добыл, предварительно увидев ее во сне :), - дочку правителя города. :)



Издалека здание выглядит даже несколько невзрачно. Не верьте глазам своим!



Напомню, что сельджуки - это древняя тюркская народность, зародившаяся в X - начале XI века и смешавшаяся впоследствии с турками-османами.
И их архитектура поразила меня в самое сердце! Простые гладкие монотонные стены...



...и вдруг... завораживающий вход-портал, изрезанный звездами, - точь-в-точь как на нашей вазе, купленной в Изнике:



Я не могла оторваться от этой богатой резьбы по камню! Полотно бесконечного медитативного узора, и это не мягкое дерево - камень! Ухх!



В одной этой арке я насчитала 8 видов вариаций орнамента, не считая изрезанной ниши:



Ну вот смотрите, слева направо - уже пять:



Еще два:



Восьмая разновидность:



И, кажется, еще есть один сбоку, мною плохо схваченный на фото. А так выглядит входной портал изнутри, с обратной стороны:



Состоит архитектурный религиозный комплекс "Хунат Хатун" из мечети, в которой находится усыпальница госпожи Хатун, медресе и хамама. Раньше в него входило еще здание имарета - благотворительной организации, но оно до нас не дошло:



Кстати, согласно исследованиям, первыми из всех построек комплекса были возведены бани. Госпожа Хатун, видимо, женщина была чистоплотная. Не говоря уже о других достоинствах. Во-первых, красавица. За что ее называли Махпери - Волшебная луна. Я как-то уже писала, что сравнение с луной весьма лестно для турецкой женщины. Нatun Huand (hunat) - это почтительное обращение «госпожа» к женщинам высокого положения в то время.



Но кроме того, она была умной, образованной, трудолюбивой, благочестивой, справедливой, щедрой и всеми уважаемой - это ее так все в истории хвалят. И это я еще не все перечислила. В общем, не женщина, а клад! :) Муж Махпери красоты, построенной его женой, не увидел - к тому моменту он скоропостижно скончался, отравленный ядом, подсыпанным в мясо.



Здание медресе - типичной планировки. Медресе - это мусульманское учебное заведение, в ту пору выполнявшее роль школы. Входишь в арку - высокий, монументальный, украшенный богатым рельефеным орнаментом портал - и попадаешь в открытый прямоугольный двор. Со всех сторон вокруг тебя - стены здания, вверху - небо. Это так называемая постройка айванного типа:



Внутри по периметру двора - обходная галерея:



Внутри здания медресе сейчас располагается культурный центр:



Во время нашего визита проходила какая-то выставка фотохудожников:



Здесь же можно перекусить:



И купить сувениры:



Старый ткацкий станок призван привлечь внимание к коврам. В прошлом посте я писала, что Кайсери славится коврами:






В мечеть мы не пошли. Был важный для мусульман пятничный намаз, а мы не располагали временем ждать, когда он закончится:



Но вход в нее - это просто космос:



Смотришь вверх и улетаешь ввысь вместе с аркой и стрелой несущимся к небу тонким минаретом:



При том что сами стены здания - массивные, тяжелые. И стоишь ты такой маленький у огромных стен. Между небом и землей:



Этот контраст - тонкой иглы минарета и общей внушительной, несколько приземистой по пропорциям массы самого здания мечети... Гладкой голой стены и взрыва, неудержимого буйства орнамента входной арки... Впечатляет!



Минарет однако - новострой. Был сооружен лишь в 1900м году султаном Абдулхамидом II, на чью гробницу мы как-то наткнулись , праздно шатаясь по Стамбулу.

Напротив комплекса Хунат Хатун - мощные стены древней сельджукской крепости, которая была перестроена в XIII веке всё тем же Аладдином Кейкубатом I из византийской, VIого века:



Кроме стен с несколькими башенками, собственно, ничего не сохранилось:



Башенок раньше было то ли 18, то ли 19 (по разным источникам):



Уже потом я прочитала, что стены крепости построены из черной вулканической породы:



Смотрела-смотрела на фотки - черные камни или нет? Так и не поняла. :)



Зато высмотрела среди одинаковых блоков вкрапления узоров:



И надписей витиеватой арабской вязью...



Найдите надпись на стене :):



Один из входов в крепость:



Сейчас крепость закрыта на реставрацию. Здесь будет еще один археологический музей и культурный центр:



В интернете я наткнулась на проекты, представленные на конкурс, объявленный по сему поводу. Один - совершенно фантастический - с летающими «пузырями». Дизайнеры - Burçak PEKİN и Emir Drashan:



Но судя по биллбордам рядом с крепостью, был выбран более нейтральный вариант:



Посмотрим, как получитсяя, в следующем году - дай бог, приедем сюда еще раз.



О том, что крепость для посещения закрыта, нам любезно сообщил сотрудник платной парковки у ее стен.



Но зато открыт музей сельджукской культуры - поспешил он нам сообщить и сам обрадовался тому, что может чем-то помочь туристам. Я же подумала, что если меня так восхитила архитектура сельджуков, то в музее я смогу о ней узнать немного больше. Время было, решили сходить. Об этом музее расскажу отдельно (но не обещаю, что скоро :)), потому что он поразительный!

Из наследия сельджуков в Кайсере мы не дошли до Улу Джами/Ulu Camii (XII в.) и Дёнер Кюмбет/ Döner Kümbet (1276 г.) - «Вращающейся гробницы». Хотя проезжали мимо последней - не обратить внимание на нее невозможно, очень необычное сооружение.


Источник фото

В общем, я влюбилась в архитектуру сельджуков! И теперь хочу попутешествовать по городам, в которых они оставили свой след. Съездить в Дивриги и Конью. Посмотрите на этот портал. Это же фантастика!


Медресе Индже Минар в Конье, Портал, 1252 г.

путешествуя по Турции

Previous post Next post
Up