Этот фильм я не могла пропустить. Катрин Денев, Шарлотта Генсбур, Кьяра Мастроянни. Лаконичное манящее название «3 сердца». Романтический фильм с обещающим сюжетом: две сестры любят одного мужчину. Классика, восходящая чуть не к античным драмам. Однако заявив о подобной перипетии, автор (режиссер Бенуа Жако) дальше волен распутывать этот клубок как угодно. В его руках масса приемов и ходов от самых банальных до сверх оригинальных.
В начале фильма традиционная постановочная встреча героев. Марк (Бенуа Пульворд), налоговый аудитор, опаздывает на последнюю электричку в Париж и должен переждать ночь в провинциальном городке. Еще не уняв досаду он заходит в ближайший бар. Минуту спустя он видит привлекательную женщину, которая заглядывает в бар купить сигареты. Марк следует за ней немедленно и завязывает разговор. Она не пресекает его попыток, наоборот, поддерживает. Так они бродят по ночному городку до первой электрички. На перроне Марк назначает Сильви (Шарлотта Генсбур) встречу в Париже через несколько дней.
В пересказе всё просто и банально. Картинка на экране выглядит иначе: странно и необъяснимо. Во-первых, герои удивительно несхожи. Шарлотта Генсбур одна из самых магнетических и привлекательных актрис, ее героиня - стройная, пластичная брюнетка с развевающейся на ветру копной длиннющих волос. Романтичней не придумаешь. И не важно, что возраст под сорок, это только добавляет шарма. Марк, герой Пульворта, лысеющий, непривлекательный господин под пятьдесят без намека на харизматичность, к его внешности надо привыкнуть. Во время разговора по большей части не отрывает глаз от носков ботинок. Но мы-то опытные, нам-то известно, что внешность ни при чем в делах любовных. Но этому тезису подкреплений нет. В начале разговора Марк бросает фразы: «Я знаю женщин. Много их перевидал. Понимаю их душу». Так может подбадривать себя только не уверенный, закомплексованный мужчина. Донжуанам, ловеласам, сердцеедам ни к чему утруждать голосовые связки. Эти типы знают, что женщины за сто шагов чуют их кожей и ноздрями. Так почему пробежала искра, какая любовная химия ускорила реакцию? Нет ответа. Кстати, и мобильного у героя нет, забыл дома. И во время ночного шатания, видимо, разговор был не о чем, анкетными данными не обменялись. Режиссер твердо заявляет: не ищите в фильме реалистичности, это всё судьба.
В этой начальной точке можно засомневаться, а стоит ли дальше смотреть этот странный фильм? Стоит. Остаются надежды на любовную магию, на заветные приемы, - ведь режиссер еще не растерял доверия. Кто знает, может он нас поддразнивает, а потом выдаст романтический приз, и мы ахнем. Смотрим дальше.
Парижское свидание провалено, Сильви ждет, Марк не является. У него легкий сердечный приступ (этот недуг весь фильм будет включаться как будильник). А коммуницировать они не могут. Мобильные, соцсети, поиск в интернете - все это ненужная приземленность, нет ее в фильме. Но Сильви есть чем занять свою голову, кроме неудавшегося романа. Она давно замужем, правда, некрепко, непрочно. И как раз сейчас она решает ехать - не ехать с мужем в Америку. Вот и ответ. Свидание не состоялось, и самолет уносит героиню за океан. Во Франции остаются Мужчина Всей Жизни (впрочем, не принятый, если вовсе не отвергнутый зрителем), сестра Софи и мать, стареющая красавица, всю жизнь колотившаяся в антикварном бизнесе, чтобы было что передать дочкам.
Нетрудно догадаться, что теперь Марк обречен на встречу с Софи (Кьяра Мастроянни). Так решил режиссер и второе постановочное свидание выстреливает. Марк по своим аудиторским делам опять в провинциальном городе. В коридоре офиса он видит привлекательную женщину, на глазах у нее слезы. Полная противоположность своей сестре Сильви - у той внешность вакханки, эта, Софи - тихая, милая, приземленная. Сильви в Америке, а в антикварном деле бухгалтерский бардак, учет сикось-накось, налоговые нарушения. Заплачешь тут. Марк ведет себя безупречно, по-мужски, даже с нарочитостью. Софи успокаивает, бухгалтерию налаживает, подробные разъяснения как не загреметь за неуплату дает, ситуацию разруливает. В общем, Софи отделывается по-легкому. Марк совершил зачетный поступок. За такое можно и полюбить. Софи, как и Сильви, замужем, и муж ее заметно привлекательнее Марка. Но опять любовная химия срабатывает (зритель уже начинает скучать). Роман Марка и Софи прозаический. Встречи в ресторанах, визиты к маман (а там вся лестница увешана фото сестер). Дело идет к свадьбе. Конечно, в фильме реалистичном герой давно бы вычислил Сильви по рассказам, фото в альбомах маман и другим деталям, которые обсуждают зрелые люди перед свадьбой. Но режиссер верен своему замыслу: всё решает судьба, а не ваши мобильники, интернеты и скайпы.
Но зритель и тут от экрана не уходит. Остается вопрос: когда же? Марк уже видит на лестнице в доме маман фото Сильви. Он слышит разговор Софи с сестрой по скайпу. Он сам открывает компьютер Софи в ночной тиши и набирает номер Сильви в скайпе. Вот оно! Они смотрят друг на друга с безмолвным ужасом. А дальше все идет своим чередом. Свадьба играется, Сильви прилетает из-за океана. Внешне невозмутимая она выдерживает свою роль. Только опытная маман берет всё на заметку (материнское сердце не обманешь!) В разгар свадебного веселья Сильви выходит в сад, Марк за ней, и, бац! Адюльтер! Как будто эта парочка и не расставалась.
На этом можно было бы закончить историю. Режиссер нагромоздил достаточно обстоятельств, чтобы выставить Марку счет и заставить по нему платить. Но нет. Режиссеру как будто нет дела, что он загнал героев в тупик.
В следующих кадрах зритель встречается с героями через несколько лет (!). У Марка и Софи очаровательный сынишка. Сильви всё ещё за океаном, всё еще с мужем и продолжает беседовать по скайпу с любимой сестрой, как ни в чем не бывало, обсуждая грядущий двойной юбилей: маман и ее, Сильви. Доверие зрителя тает и тает, дальше фильм смотрится по инерции. Зрителю не дают сделать выбор: на какую сторону этого треугольника ему встать. Ведь если фильм вызывающе не реалистичный, тогда из какого материала бедному зрителю лепить свои чувства к героям? Чего ему больше хочется? Чтобы Софи и Марк продолжали по-тихому влачить свою показательную семейную жизнь в провинциальном городке? Или он больше хочет, чтобы Сильви заявила свои права по-взрослому и разнесла всё в пух и прах и забрала себе этого тюфяка? На словах-то сестры не раз уверяют всех в любви и верности друг другу, следовательно, готовы на жертвы. Похоже, режиссер забыл о нас, зрителях. Смотрим дальше, правда, с трудом.
А дальше всё хуже и хуже. Сильви прилетает на юбилей. Ни ей, ни Марку чувства уже не обуздать (а годы? а семейная жизнь? а ребенок?). И вот с экрана несется сакраментальное: «Давай уедем далеко-далеко. Об этом будем знать только мы». И в следующем кадре самолет взмывает в небо на фоне заходящего солнца. А на земле жена, муж, ребенок и маман, которая внимательным глазом давно уже подметила всё, но встать на пути не успела.
Потом неожиданное возвращение, ожидаемый приезд мужа Сильви из-за океана: «Ты что творишь?», а она на коленях: «Прости!» И, наконец, ожидаемый сердечный приступ, и тело Марка безвольно опадает.
Как ухитрился режиссер так обделить трех замечательный актрис? Что им было играть? А ведь им по силам игра любой сложности, они могут убедительно сыграть в любых предложенных обстоятельствах. Да одна Катрин Денев приподнятой бровью скажет больше, чем другая актриса в сцене истерического припадка.
Вначале зрителю был выдан романтический аванс, но ожидания истории провалились. Разочарование, сожаление, усталость от нагромождения абсурдных обстоятельств и сочувствие прекрасным актрисам в конце.