Вот и случилось. То, что накапливалось долгие годы - прорвало. Вытекло наружу вонючим гноем. И склоны опустели. Горы - есть. Снег - есть. Электричество и канатки - есть. А людей нет. Сбылось то, что предвещали тысячи раз, уезжая из этих мест, околдованные красотой и возмущенные беспределом в сервисе.
Некому платить инструктору, который убеждает:-« Поставлю на лыжи за час!», и приговаривает «Плюгом изжай, плюгом!!!» А нормальный профессиональный инструктор Женя должен уезжать со своими учениками на вершину Чегета, что бы не составлять местным конкуренцию и не отдавать им половину гонорара.
Никто не стоит в очереди на «маятник» по четыре часа и не считает :-« В каждый вагончик- по 25 человек. Вагончик приходит раз в 18 минут, в очереди 250 человек, каждый второй проходит из другой двери, обнимаясь и целуясь с контролером. Итого 500. Значит, стоять еще часов 5!!!» И стояли. Сначала под открытым небом в пять рядов, мимо касс, до самой середины лестницы, ведущей к зданию канатки. Потом на скользких ступенях под капающей с крыши капелью. Потом в разделителе- накопителе в тесноте, где не продохнуть, читая надписи на стенах : « Убей сноубордиста- и будет тебе счастье». «Ищу попутчиков до Мин-Вод. Тел.9223442333» Потом, уже на площадке, пропуская по команде контролера «блатных» из соседней двери и, наконец, в вагончике с четырьмя сиденьями по углам и выбитыми стеклами, замирая от красот внизу и от предчувствия скорого катания. Но надо было становиться во вторую очередь, на «Кругозоре». Тут хоть за шиворот не капало. Но лестница поуже. Зато вагончик приходит каждые 10 минут. Но другая дверь так же открыта для « своих». Еще час- полтора. Приехали. Осталось сесть на холодное, засыпанное снегом кресло последней очереди и выйти на «Гара-Баши». «Бочки» , где ночуют альпинисты на продавленных до полу кроватях с грязными матрасами, на который не ложиться, а и смотреть страшно. Можно подняться и выше. На ратраке, который вместо подготовки трассы шабашит на подьеме туристов до «Приюта». А там красота. Фундамент бывшей самой высокогорной гостиницы, которая сгорела. «Дизель- хаус» с грязными дощатыми лежанками и кухня с газовой печкой. И знаменитый приютовский туалет над пропастью, секреты пользования которым передаются из уст в уста поколениями альпинистов. Как закрыть газетой «очко», что бы твое «выходное» отверстие не покрылось льдом от ветра со снегом снизу, наступив на газету двумя ногами. И какой по величине и весу камень нужно бросить на газету по окончании процедуры, что бы все улетело вниз, а не вверх, после того, как ты с газеты убрал ноги. И стыд перед кучей иностранцев, которые приехали со всего мира к Горе, заплатили кучу денег и попали на дощатый настил и в приютовский туалет. Такую Россию они и запомнят на всю оставшуюся жизнь. А что же те, кто принимает, поднимает, перевозит, сопровождает - они что, не думали, что к ним никто во второй раз не приедет? Не думали! «Они платят за экстрим- они его получают! А теплый туалет, душ, чистая кухня и свежая постель- это уже не экстрим!»
Все. Приехали. Выше только Гора и Небо. Одеваем лыжи, доски и по ратрачьему следу- вниз! Красота! Все забывается. Ты, снег и горы! Спускаемся до «Мира». Передохнем. Попьем чайку в кафешке. А можно и поддельного «Прасковейского» выпить. И закусить хычином! И дальше, вниз. Если хватило смелости и умения спуститься по буграм и буеракам в кулуар. А после него просторы! Поля! До «Кругозора». А там вылетаешь на обледенелый склон, убитый и избугренный сотнями лыж и досок. Его должны хоть изредка «ратрачить». Но ратратчикам некогда. Они возят на «Приют». Им надо заработать на весь год, пока снег и туристы. А то, что когда то снег будет, а туристов не будет - они не думали!
Как не думал и гаишник Мухтар, когда крался за машинами туристов из какого нибудь Воронежа с видеокамерой и снимал, как они на крутом повороте в 90 градусов перед мостом наезжают задним колесом на сплошную линию! И забирал у них по 5-10 тысяч, грозя лишить прав за «сплошную». Кто захочет терять права в горной республике? Никто. Заплатит. А кто захочет приехать сюда еще раз? Не волновало это. Казалось, что поток лохов из необъятной России не иссякнет и так же вечен, как эти горы!
Как не думали хозяева настроенных на всех углах гостиниц с «люксами», как они их себе представляли. Например, поселяя в двухкомнатный номер две разных компании. Комнаты две, а туалет и душ один! Со шлангом на стене и дыркой в полу! Люкс! Когда рессивер спутниковой антенны в одной комнате и два телевизора в разных комнатах. И те, кто во второй смотрят то, что нравится тем, кто в первой! Люкс! «Э-э! Не виступай! Ми тибе видик дадим, порнуха- морнуха дадим. Живи!»
Что? Давно этого нет? Канатки новые построили? Да! Замечательные канатки! Только почему то билет можно купить только на весь день, даже если тебе хочется съехать только один раз! Старая канатка перевозила мало туристов и они разбредались по горе. А теперь 400 человек в час! А гора та же! И не протолкнуться через сидящих на повороте после Кругозора бордеров. И жестче стали бугры на «крутяке». И по прежнему не видно, что бы их хоть раз в день ратрачили.
А теперь пусто! Снег есть! Горы есть! Они вечные! А туристов нет! Не потому, что они сами не хотят приехать. Очень много тех, кто хочет! Не пускают! Потому что жители этих мест доигрались. Между собой не разобрались, кто должен с туристов деньги брать и с кем делиться.
Воспитание по-армейски! Один во взводе не может подтянуться - на турнике висят все! Что, у него от этого силы больше станет, что все висят? Нет. Его ночью в умывальнике воспитают и он буде корячиться завтра из последних сил. А в горах кто кого в какой умывальник ночью поведет? Плохо всем! Канатчикам и ратратчикам, инструкторам и прокатчикам, поварам и барменам, гаишникам и теткам со свитерами и варежками. «Нам аллах дал эти горы, что бы Мы на них зарабатывали!»- слышал я от местных. Ну зарабатывайте теперь! Сторожи, Мухтар, свою «сплошную», на которую теперь некому наезжать! Целуйся с «блатными» канатчик! Пей сам свой разбодяженный «Прасковейский» Ибрагим! Смотри сама свой «парнуха-марнуха» тетя Мария!
«КТО» скоро снимут. Не в первый раз вводили. Но может эти пустые гостиницы , кафешки и склоны гор научат, наконец, местное население, что в современном мире самая большая ценность не товар, не магазин, а покупатель! Тот, кто приехал сюда за тем, что бы отдать ТЕБЕ деньги. Мне не раз приходилось слышать- «Порядка не будет! У них вера другая, что бы к тебе относиться как к достойному!» Я отвечаю- « А у турок с их курортов какая вера?» Дело не в вере. Она дурному не учит. Дело в воспитании! Это « КТО» - попытка армейского воспитания коллективом! Плохо должно быть ВСЕМ! Может поможет? Может поймут?
Источник