Заповедные места России. Дельта Волги. Рай для орнитологов

Feb 03, 2018 11:24

Это лишь одна из частей нашей поездки в июле 2017 года. На другом сайте можно почитать остальное: https://www.drive2.ru/r/suzuki/964203/
Ни разу я не припомню ситуации, когда в поездке мы включали кондиционер на Джимни. Если было жарко, то достаточно было открыть окна и освежиться. Но только не здесь, не в Калмыкии, которая лежала у нас на пути перед Астраханской областью. Если вы открываете окно, то в машину врывается еще более раскаленный воздух. Чем дальше мы удалялись от Каспия, тем горячее. В Джимни нет датчика температуры, но по радио сообщили, что днем ранее температура в Комсомольском составила + 62. Выжженные степи, белые озера… Нет, я не ошиблась, именно белые. Словно море, застывшее от внезапно ударившего сильного мороза. Но это обман зрения, хотя вы и находитесь ниже 10 метров над уровнем моря.




Те озерца, что наполняются весной, уже к июню превращаются в иссохшие соляные пятна из-за обилия в почве соли. Будто миражи они возникают посреди выжженной степи. Однако если присмотреться, то и здесь, в знойных песках в полдень есть жизнь. Некоторая из них бросается прямо на машину, точнее её путь проходит через дорогу. Это полчища огромной саранчи. Такое мы видели впервые. Неожиданно возникают летящие через дорогу тучи этих насекомых, парящих будто птицы. И так не один километр. Остановившись на каком-то степном повороте, выковыриваем саранчу из щелей автомобиля.



Сбитыми насекомыми потом не прочь поживится другие жители степей - птицы. Но только не сегодня, слишком палящее солнце, чтобы выйти из немногочисленных укрытий в тени. Каменки-плясуньи держатся гнезд крупных хищников. А таких здесь немало. Точнее, почти на каждом столбе или дереве, последние здесь встречаются ой как нечасто. Однако и зимний пейзаж здесь не менее уныл.



По мере приближения к Астрахани температура спадает за счет морского ветра, приносящего долгожданную свежесть. На ериках, уже заполненных водой, появляются первые колонии птиц. На одном таком видели колпиц (Красная Книга России), наивно думая, что встретим их и дальше, не стали останавливаться, сделав ошибку. Колпиц мы больше не увидели.
Едем мы, конечно, не в Астрахань, если помните, города нас не интересуют, а в другое место, в дельту Волги, а именно на маяк. Самый высокий маяк на Каспии. Но до него нужно преодолеть около 100 километров вдоль ериков, рек, которые образует при впадении в Каспий Волга.



Конечно же маяк был только поводом заглянуть сюда, чтобы поснимать птиц, использовав в деле свежекупленный объектив Сигма 150-600.





На реке Бахтемир, что протекает прямо у дороги, мы встречаем несколько видов водоплавающих: парочку огарей, разные виды чаек, бакланов, хохотунов, чибисов. По Бахтемиру проплывают корабли, а птицы спокойно сидят на берегу, взлетая только, когда волна от машин доходит до берега, затем птицы занимают исходные позиции.







День клонится к концу, и мы, выбрав местечко в тени у какой-то реки, становимся на ночлег. Трава здесь выедена и истоптана стадами, на кустах шерсть животных, а кое-где даже крупные кости (голодный пастух перекусил коровой?), поэтому утром нужно встать пораньше, чтобы не быть окруженными коровами и овцами.
А пока мы снова провожаем день, приняв душ, любуясь закатными пейзажами. А они здесь одни из самых-самых, виденных нами. Раскаленный за день шар светила медленно клонится к невидимой черте и скоро исчезнет, и мир погрузится в сумерки и в миллиарды ночных звуков…






Утром, поснимав семейство кобчиков, замеченных здесь еще с вечера, едем туда, где заканчивается асфальт и начинается ужасающего качества грейдер.





Если бы мы знали, что предстоит 20 километров зубодробилки, то мы туда бы не поехали. У порта Оля асфальт закончился, и началась смерть для подвески (в нашем случае снова для подшипников). Даже то, что мы стравили колеса, результата особенного не дало. Штурману приходилось мысленно закрывать уши и медитировать, чтобы не слышать японских выражений, доносящихся в салоне. Испорченное дорогой настроение сказалось и на восприятии достопримечательности. Не впечатлила, хотя и наверх забрались, и округу глянули.





Итак, маяк под названием Петровский. Как мы уже сказали, самый высокий, однако как он здесь возник, когда до моря, по меньшей мере, 20-30 километров? Почему Петровский? История его строительства связана с Петром Великим. Триста лет назад эта часть суши была островом, окруженным водами Каспийского моря. Путешествуя по Каспию, Пётр указал на остров и сказал: «Быть сему здесь маяку».



Место для маяка на тот момент было весьма удобным - отсюда начинался вход из Каспия в одну из главных судоходных артерий дельты Волги, идущих к Астрахани. Что же случилось с водой, некогда окружавшей маяк? Дело в недавней природной аномалии, начиная с 1928 года, вода начала резко убывать, понизив уровень Каспийского моря более, чем на 2 метра. Из-за этого здешняя береговая линия моря ушла за горизонт.



Тогда площадь Каспийского моря уменьшилась на 53 тыс. квадратных километров, что составило около 1,5 площадей Азовского моря. С тех пор маяк стал ненужным для моряков. После распада Союза здесь располагалась погранзастава, но после вступления Казахстана в союз с Россией и Белоруссией, необходимость в ней отпала. Сейчас рядом с маяком расположен комплекс, осуществляющий координацию работы каспийской флотилии.



Это была, кажется, предпоследняя часть поездки Заповедные места России-2017. Астраханский заповедник оставили на специальный приезд, так как туры нужно заказывать заранее, да и то, для организации экскурсии должно быть много или людей, или денег. Ни того, ни другого у нас нет.


баклан, закат, птицы, цапля белая малая, маяк, астраханская область, огарь, заповедная Россия, дельта Волги, кобчик

Previous post Next post
Up