Click to view
Терем был построен для довольно зажиточного местного жителя Мартьяна Сазонова. Его жена рано ушла из жизни, оставив ему большое потомство, а чтобы вести такое огромное хозяйство, Мартьяну нужна была спутница жизни. Ею стала Елизавета Алексеевна, дочь местного дьяка. Чтобы расположить молодую супругу, он решил сделать подарок - построить новый дом. Строил его самый модный архитектор того времени - Иван Павлович Ропет (настоящее имя Иван Николаевич Петров). Именно он является автором павильонов для международных выставок в Париже, Сан Франциско и Чикаго, скандинавской выставке в Копенгагене, оформил зал театров в Царском Селе, а также возвел русское посольство в Токио. А проект именно этого дома первоначально предлагался в качестве охотничьего домика самого императора Николая II в Беловежской пуще.
Как случилось, что зажиточный крестьянин получил проект дома самого императора? Для этого мы немного познакомимся с Мартьяном Сазоновым и Иваном Ропетом.
Мартьян Сазонов - крепостной чухломский крестьянин, родившийся в 1842 году уже в 19 лет получил свободу благодаря отмене крепостного права. Он подался вместе с бригадой отходников в Петербург. Там он проявил себя как талантливый краснодеревщик, набрался опыта и вскоре был на расхват на строящихся элитарных дачных поселках под Питером. Его имя становится брендом и гарантом качества, а многочисленные связи среди могущественных клиентов обеспечивает ему непрерывный поток заказов. Сам же он все реже "берется за топор" и просто распределяет заказы между "коллегами по цеху".
Именно тогда он и знакомится с Иваном Ропетом, ценителем подлинного мастерства, без которого не возможно было бы реализовывать его фантазии. Злостные критики презрительно называли "ропетовщиной" сформированным им псевдорусский стиль.
К сожалению, Ропет работал с деревом, поэтому далеко не все работы сохранились до наших дней. Некоторые его идеи мы можем видеть лишь в эскизах. Из сохранившихся до нас дошли баня в подмосковном именье Абрамцево и тот самый Сазоновский дом.
Тяжелый путь был уготован терему в советские годы. Это был и мед пункт, и сельсовет, и сберкасса, здесь даже заседало правление колхоза. Никто ранее даже не пытался открыть тут музей.
Когда в 1992 году из деревни ушли последние жители, терем тоже остался неприкаянным. Каким-то чудом его не сожгли бездомные только потому, что даже их тут не осталось. Московский бизнесмен Андрей Павлюченков решил восстановить терем. Однако когда началась подготовка, выяснилось, что его даже не у кого выкупить, не было никаких бумаг о его существовании...
На сегодняшний день он стал очень популярен и в нем можно даже пожить, надо только заранее об этом позаботиться, ровно как и о культурной программе.