Вчера я была на очень интересной лекции Бориса Князева "Светодизайн и современная архитектура" в галерее ВХУТЕМАС. Лекция проводилась в рамках Московской недели дизайна. Да-да, Москва с 5 по 9 октября сможет продолжить свое знакомство с архитектурой и дизайном. На этот раз в программе много иностранных выставок, лекций и мастер-классов. Особенно приятно среди многообразия заграничного материала наткнуться на интересный и качественный материал отечественный.
Борис рассказывал о том, как освещение может изменить восприятие объекта, показывал примеры проектов центра светового дизайна "Иллюминатор", главой которого он является, и рассуждал о прошлом, настоящем и будущем светодизайна в целом и отдельных технологий.
Глава "Иллюминатор"а поделился откровением, которое будучи совершенно очевидным, лишь недавно озарило умы дизайнеров. И я наконец поняла: почему в свое время повесив в комнате люстру на бОльшее количество ламп, я не получила бОльшее количество света, а кажется даже наоборот. И дело здесь не только в разнице цветовой температуры и мощностей обычных ламп накаливания и маленьких энергосберегающих лампочек. Люстра ни в коем случае не может быть основным источником освещения. Люстра - не осветительный прибор в полном смысле этого слова, но эффектный предмет декора. Конечно, свет от люстры может высветить отдельный участок комнаты, помочь другим источникам света справиться со своей ролью и усилить настроение интерьера. Но открытые одиночные источники света не могут создать ощущения того, что в комнате светло. Слишком велик контраст между ярко светящейся поверхностью прибора и гораздо хуже освещенным пространством. Вкручивая более яркие лампы, мы лишь усиливаем этот контраст и ощущение темноты. Именно поэтому сейчас так популярны: закарнизная подсветка, большое количество маленьких светильничков и наличие нескольких сценариев освещения одного помещения.
Сценарии освещения мы рассмотрели на примере кабинета нашего президента и кремлевского зала заседаний. Борис даже поделился оптимальным в большинстве случаев количеством сценариев для разных помещений. Так, для спальни - это 4 сценария, для остальных комнат - 5-6, а для кафе-ресторанов - 2-3. Причем сценариями лучше управлять через интеллектуальные системы, а не просто через разные выключатели различных групп освещения - так Вы всегда сможете исправить ошибку или внести корректировки по ходу экспуатации систем освещения простым перепрограммированием. Что будет весьма проблематично сделать с жесткой схемой.
А еще Борис показал нам проект иллюминации Олимпийского комплекса в Сочи. В динамике. Если проект воплотят в жизнь хотя бы на половину - это будет охрененно. Познакомиться с реализованными и нереализованными проектами "Иллюминатор"а можно на их сайте:
www.ldci.ru/Кстати, центр светодизайна "Иллюминатор" выпускает единственный в России журнал по светодизайну. В свое время этот журнал перевернул мое сознание.