В Летней школе РР нам с Денисом довелось познакомиться с увлеченным кинолюбителем Сережей. Он настолько заразил нас своим интересом к кино, что мы уже давно не только смотрим фильмы из его рекомендательного списка, но и интуитивно составляем свои (фильмы, о которых пойдет речь ниже, мы каким-то чудом нашли без рекомендаций). Кино стало мне интересно не только в качестве носителя увлекательных историй, и не только как отдельный вид искусства, но и как неиссякаемый источник визуального вдохновения. В итоге за последние четыре месяца я посмотрела едва ли не больше лент, чем за всю свою жизнь до Летней школы. Наверстываю упущенное.
В итоге к сегодняшнему дню накопился весьма внушительный список фильмов, которыми я не устаю восхищаться, и о которых хочется рассказать. Ну а так, как меня всегда интересовал цвет, то и при просмотре фильмов я уделяю ему довольно много внимания (хотя в черно-белых лентах есть свой особый шарм). Поэтому рассказ я, пожалуй, начну с трех фильмов, которые зацепили меня прежде всего своим цветом, настроением и атмосферой. Они очень разные - настолько, что наверное немного странно объединять их этим постом, но я рискну. А т.к. логики в размещении их рядом мало (кроме восторга цветом и атмосферой), пойду по порядку просмотра. Правда, в этом порядке неожиданно находится своя логика - с востока на запад :)
2046 (режиссер: Вонг Кар-Вай, оператор: Кристофер Дойл, Пунг-Леунг Кван)
Вонг Кар-Вай - это всегда некая недосказанность, скорее ощущения нежели сюжет, настроение, а не слова. Этот фильм - не исключение, он настолько визуален, что о нем сложно говорить вербально. Самое интересное, что пересказ будто и не порождает спойлеров, потому что эту красивую и печальную историю любви невозможно пересказать. Здесь все основано на мимолетных, зыбких образах: прошлое, будущее, реальность, фантазия, ночной город, сигаретный дым, одиночество, прекрасные женщины, движения, смазы, взгляды, цокот каблуков - то ли мгновение пронеслось перед глазами то ли вечность... Весь фильм так похож на сон, что работает, пожалуй, не как кино, а как книга, оставляя возможность для маневров воображения зрителя. Поэтому эти наполовину заполненные то стеной, то дверью, то ширмой кадры, кажется, говорят гораздо больше, чем привычные крупные и резкие планы. И несмотря на то, что кино - искусство динамики, а не статики (многие сцены по-настоящему раскрываются только в движении), весь фильм хочется растащить на кадры.
Элемент преступления (режиссер: Ларс фон Триер, оператор: Том Эллинг)
Я как-то всегда недолюбливала детективы (а по краткому описанию сюжета, хочет казаться, что это именно детектив), но это скорее драма, триллер, в большей мере сюрреалистическая альтернативная реальность и прекрасный образец нуара. И хотя иррационально и где-то глубоко внутри из трилогии "Е" меня сильней всего зацепила "Европа" (просто попала в настроение и способствовала выбросу агрессивной энергии, позволив исполнить редкое, но сильное желание "убить всех" без вреда для окружающего мира), с визуальной стороны я крепко попалась на крючок "Преступного элемента". Этот на первый взгляд совсем не цветной фильм в действительности раскрывается совершенно сумасшедшими и казалось бы невозможными красками. Мне нравятся и поздние фильмы Триера, но неожиданно влюбившись в азиатский кинематограф, я не перестаю жалеть, что Ларс в итоге ушел от того невообразимого и вербально непередаваемого символизма, которого с избытком в "Элементе преступления" (поговаривают, что режиссер сделал это, расстроившись, что мир недооценил "Трилогию Е"). Этот фильм - вереница зловещих образов: ночь, дождь, сточные канавы и душные подземелья, гипноз, изменения личности... Тоже похоже на сон - кошмарный и одновременно прекрасный (страдание, граничащее с наслаждением).
Бомж с дробовиком (режиссер: Джейсон Айзенер, оператор: Карим Хуссэйн)
Вот уж не думала, что когда-нибудь буду смотреть такие фильмы да еще всерьез получать удовольствие от просмотра. В вечер знакомства с этой лентой во мне боролось желание насладиться чем-нибудь красивым с настроением посмотреть какой-нибудь трэш. Но я даже не подозревала, что это можно совместить. Несмотря на простой линейный сюжет (никакой путаницы со временем, никаких обрывочных образов), невероятно прекрасный фильм! *со скидкой на жанр. Серьезно, красиво снято и восхитительные техниколоровские цвета.
[слабонервным и впечатлительным не рекомендую - кровькишкикостинаружу
*впрочем я все равно не знаю, что слабонервным рекомендовать]