Я решила поучаствовать в конкурсе
Небо от
Сообщества гражданской журналистики, три победителя которого получат аккредитацию на МАКС-2011.
Поскольку в последнее время я не посещала никаких мероприятий, связанных с небом, я решила сделать краткий обзорно-исторический репортаж о летательных аппаратах на основе своих старых репортажей, связанных с небесной тематикой. Я попыталась выбрать ключевые снимки из четырёх разных мест и объединить их одной темой.
"Почему люди не летают, как птицы?" - этот вопрос волновал человека на протяжении тысячелетий. И человек всеми силами старался исправить божественную несправедливость. Незря среди самых древних раскопок учёные до сих пор находят множество человеческих фигурок с крыльями, а мифы пестрят летающими существами - человеческие мечты находили своё отражение в романтических байках, остросюжетных сказках и замысловатых игрушках.
В книге В. В. Гончаренко "Как люди научились летать" рассказывается о необычной находке в Нильской долине Египта. В одном из древнейших захоронений рядом с мумией человека и его скарбом был обнаружен предмет, очень похожий на современный планер. Учёные не поверили своим глазам, и отправили таинственную находку, которой было по меньшей мере 4 000 лет, на исследование в Париж. Там с загадочного предмета сделали точную копию и попробовали запустить. Планер полетел! А ведь первый современный планер смог взлететь только в конце XIX века. Впрочем, меня этот факт нисколько не удивляет - люди древности, а тем более египтяне, оставили нам немало загадок, которые мы так и не смогли разгадать.
1.
Но мы не будем выдивгать фантастических гипотез, а поговорим о более понятном и доступном - современных летательных аппаратах и истории их создания. Египетские корни приводят нас к древнейшему и самому простому из них - воздушному змею. Первые упоминания о змеях встречаются в летописях, созданных ещё до начала новой эры. Воздушный змей далеко не так прост, как кажется. Это не просто красивая и забавная игрушка, но и хороший помощник, незаменимое орудие труда и спортивный снаряд.
2.
Любопытны старинные записи о первых практических применениях воздушных змеев - во многих из них рассказывается о том, как воздушные змеи использовали в качестве военной сигнализации и даже о том, как на воздушных змеях поднимали воинов. Учёные XVIII века использовали эту "детскую игрушку" для определения температуры воздуха на высоте и исследования молнии. В XIX веке с помощью четырёх коробчатых змеев в небо впервые в современной истории подняли человека! В XX веке змеи использовались для изучения верхних слоев атмосферы и прокладки радиосвязи. Сегодня воздушные змеи находят всё меньше и меньше практического оборонного или научного применения, зато остаются зрелищным и романтическим видом спорта. Их конструкции продолжают совершенствоваться, а в их строительстве зачастую применяются самые современные и высокотехнологичные материалы.
3.
В мире существует немало сообществ и клубов любителей воздушных змеев. Увлечённые люди разных возрастов регулярно встречаются вместе, учатся управлять разными моделями змеев, модернизируют покупные экземпляры, разрабатывают свои. Периодически все клубы выходят в люди: устраивают фестивали, дают желающим возможность попробовать управлять воздушным змеем, учат. В Москве тоже есть такой клуб. Помешать любимому увлечению не может даже погода - ребята регулярно проводят встречи независимо от времени года. Главное погодное условие - не слишком сильный ветер и не абсолютный штиль. На одной из таких встреч в Коломенском мне удалось побывать в январе 2011 года.
4.
Не важно сколько тебе лет, не важно сколько у тебя сил - при желании любой может найти воздушного змея себе по плечу: начиная яркими недорогими игрушками, продолжая простыми спортивными моделями и заканчивая сложными маневрёнными аппаратами, которые способны творить в воздухе настоящие чудеса.
5.
6.
Конечно, если говорить о приближении к мечтам о полётах, воздушный змей - не самое удачное изобретение. Куда полезней в целях поднятия в воздух человека оказался воздушный шар или аэростат. Случилось это 21 ноября 1783 г., когда аэронавты Розье и дАрланд перелетели Париж за 25 мин на высоте 1 км. В отличие от воздушных змеев тепловые аэростаты даже с изобретением новых летательных аппаратов, например, самолетов, забыты не были. Одна из современных областей применения - подъём на необходимую высоту систем видеонаблюдения, связи, получения метеоданных. И снова - романтический и зрелищный вид спорта.
7.
Фестивали и соревнования воздухоплавателей ежегодно собирают тысячи зрителей по всему земному шару.
8.
Аэростаты бывают газовыми, тепловыми и комбинированными. Наиболее привычным для большинства людей являются так называемые монгольфьеры - тепловые аэростаты. Поднятие аппарата осуществляется введением в отверстие шара нагретого воздуха. Подогревая его в ходе полета пропаном, сжигаемым в специальных горелках, аэронавты регулируют высоту полета. Сначала проверяют исправность всех частей аэростата, затем раскладывают на земле оболочку, а в корзину устанавливают горелку и балоны с газом. Потихоньку наполняя воздухом огромного горячего вентилятора, оболочку поднимают. Когда аэростат в сборе, включают горелку, и шар взлетает.
9.
10.
11.
Эти снимки сделаны на открытии 10-го Международного Кубка губернатора МО по воздухоплавательному спорту. Т.к. это были спортивные соревнования, а не зрелищный фестиваль, зрители были лишены удовольствия наблюдать небо, пестрящее от воздушных шаров. Но поймать в кадр несколько взлетающих друг за другом аэростатов всё же было возможно. Как оказалось, в конце полётного маршрута можно было наблюдать гораздо более внушительную и красочную компанию аэростатов, но это случилось далеко от места старта и уже в сумерках.
12.
Несмотря на всю кажущуюся простоту тепловой аэростат - довольно сложный аппарат, и управлять им тоже весьма непросто. Научиться управлять настоящим большим тепловым аэростатом можно начать с управления его уменьшенной копией - радиоуправляемой моделью. Это вполне под силу даже ребёнку, в чём я смогла убедиться, посетив в сентябре 2010 года Кубок Москвы по радиоуправляемым моделям тепловых аэростатов.
13.
В модели всё "по-взрослому": гондола, газовая горелка, купол из лёгкого и прочного материала - только габариты меньше, и пилот не сидит в корзине, а управляет аппаратом с земли. Он регулирует работу газовой горелки с помощью пульта. На управлении огнем должен стоять опытный человек. Если шар перегреть, он взлетит слишком высоко. Если не прогреть - упадет. Ещё одно отличие - направление полета также корректируют с земли - с помощью веревки. По ветру аэростат летит сам, а против ветра его тянет второй пилот.
14.
15.
16.
В спортивной программе пилоты настоящих больших аэростатов и их радиоуправляемых моделей, конечно, получают разные задания. Но цель у них одна - плавно взлететь, держать нужную высоту и как можно точнее приземлиться.
17.
И наконец мы добрались до одних из самых совершенных летательных аппаратов современности - самолётов. Безусловно, этот вид воздушного транспорта гораздо более быстр, комфортабелен и маневрёнен. Самолёт летает выше, вмещает больше, а самое главное - его меньше волнуют погодные условия. Случаются, конечно, ураганы и извержения вулканов, которые мешают полётам, но опасный и даже губительный для тепловых аэростатов и воздушных змеев ветер, скажем, метров 10-15 в секунду для самолётов точно не страшен. Ну а самые изящные, надёжные и маневренные, конечно, самолёты военные.
18.
19.
Эти аппараты, несомненно тоже проходят проверку на работоспособность перед взлётом.
20.
21.
Причём, здесь всё серьёзней, и аппарат сначала осматривают техники, а потом и сами пилоты.
22.
23.
Горячий воздух здесь тоже будет. Прогрев двигателя.
24.
Взлёт.
25.
Полёт.
26.
И удачная посадка.
27.
28.