Однажды в летний день мой друг
В. решил разнообразить свою педагогическую практику и ушёл преподавать в ВШЭ. А этой весной он решил разнообразить свою танцмейстерскую практику и подрядился вести танцклассы к балу ВШЭ. Обнаружив, что классы идут примено в том же режиме, в котором они начинались в МГУ (то есть каждый день в течение нескольких недель), и даже несколько больше (плюс по три класса в субботу и в воскресенье), В. решил призвать на помощь сторонние силы в лице меня и
Л.
Сторонним силам было отдано два дня в первые три недели и два общих прогона из четырёх на последней неделе. Сам бал состоялся в эту субботу, 25 апреля. В. уже успел написать отчёт и
про классы, и
про бал (рекомендую ознакомиться с ними до чтения моего поста, не пожалеете ;) ). Я же только приступаю к этому занятию. Надеюсь, мой взгляд дополнит картину событий и позволит ей стать более "объёмной" :)
Итак,
танцклассы в ВШЭ. Что это за зверь и с чем его едят, я не знала. Достоверно мне было известно только то, что есть я его буду с Лёшей. При этом по четвергам у нас будет каждый раз новая группа, а по пятницам - одна и та же. Замечу, что подход "посчитаем всех и поделим на группы" мне понравился, но я понимаю, что он годится только для малого числа народу. 300 человек, которые были в этом году, это потолок для такого учёта. Также было неплохой идеей выделить отдельных людей для ведения списков. Танцмейстер приходит, ведёт занятие и уходит. А учёт "кто был", "кто не был", "кого надо найти и убить за то, что не был" полностью лежит на плечах других людей.
Но вернёмся к танцклассам. На первый я шла с чётким ощущением, что съедят как раз меня. Витя весьма преуспел в запугивании коллег, выложив длинный список ошибок, после допуска которых нас никто никогда бы не нашёл. Также он каждый раз предварительно составлял планы занятий, чтобы у нас был хоть какой-то ориентир. Да и занятиям следовало быть примерно одинаковыми. Скажу сразу, что соблюдать план у меня не получилось: один раз я смогла его обогнать минут на 15, все остальные разы каждый раз выползало отставание на 10 минут.
Занятия проходили в актовом зале. 50 человек туда влезало отлично, паркет был неплох; в первый день там ещё был бойлер с водой и стаканчики. И всё шло хорошо. В последующие дни стаканчики кончились, а бойлер исчез. Зато заработал кофейный аппарат на первом этаже, что тоже спасало наши горлышки и нервы.
Всего мы с Лёшей провели два занятия по вальсу, два по фигурникам, два по простым танцам (на одном меня заменяли, но не суть). Ну и два общих прогона в конце. Так что у нас была возможность исправить свои ошибки на втором (для нас) повторе занятия, а также сравнить разные группы. У Вити с Алисой было гораздо больше исследовательского материала, поэтому Витин пост побольше. Ну а мне любопытно отмечать совпадающие и несовпадающие моменты.
Во-первых, опоздания. Я не знаю, где Витя брал опаздывающих людей :) В нашем случае самым опаздывающим стандартно был Лёша. К его приходу в зале обычно было уже порядка 30 человек. Исключением стало одно занятие, на которое опоздали организаторы и колонка. Но к появлению колонки уже тоже был, так сказать, кворум. Так что мы начинали каждый раз вовремя (плюс 5-7 минут).
Опаздывающие были в количестве 6-8 человек, на них мы забивали за неимением времени и возможности. На вальсе с нуля эти люди пропустили тренировку "один шаг за один счёт", на остальных классах - первый танец. При этом никто ни разу не подошёл и не попросил рассказать, что же было в начале. Появившееся на второй неделе объявление о суровой каре для тех, кто придёт на 15 минут позже начала, окончательно отбило охоту у людей это делать и правильно.
Во-вторых, галдёж. О, об этом я могу слагать басни, былины и другие эпические произведения литературы. Как могут 50 человек производить шума больше, чем 150? Я, правда, предполагаю, что дело ещё и в малом помещении. МГУшные танцклассы всегда идут в большом зале с высоким потолком, все жаждущие общения могут отойти и потрепаться в уголочке и их не будет слышно в танцевальной области. Школьный актовый зал всё-таки недостаточно велик, да и выйти из него во время занятия нельзя. Перерыв в середине спасал не слишком. Скорее он был нужен, для того чтобы передохнул мой голос. Общий прогон я провела, вооружившись мегафоном с надписью на боку "Орало". И если на первом общем прогоне я говорила в него слово "Тихо!", после чего продолжала как обычно, то на втором прогоне я без мегафона вообще практически ничего не говорила.
Пользуясь случаем, передаю привет Саше Н., благодаря её занятиям мой голос очень быстро восстанвливался после таких нагрузок.
В-третьих, одежда и обувь. На мой взгляд, всё было хорошо. Мы встретили одну девушку на шпильках и двух в сапогах. Сапоги нам так понравились, что мы даже не стали заострять на этом внимание.
В-четвёртых, общая организация. Сломавшаяся колонка доставила нам много приятных минут. Подстава была ещё в том, что она работала, но работала ужасно. Музыка сильно искажалась и народ совсем терял счёт (у нас это событие попало на вальсовый класс). Мы кое-как продержались до конца. К следующей неделе всё починили, но Вите с Алисой на выходных тоже не понравилось.
Списки на охране тоже впечатлили. В самый первый раз я проскочила, даже не заметив охрану, потому что боялась опоздать. Последующие разы я пыталась честно отметиться, но... меня не было в списках! Конечно, минут через 5-7 тупления меня пропускали, но к концу второй недели я прожужжала всем, до кого дотянулась, как мне неудобно проходить. И на охране появились новые листочки, где танцмейстеры были вынесены в отдельную табличку. Должна заметить, что Лёша честно сообщал охране, что он студент, и на этом основании проходил. Охрану не очень-то волновал вопрос, к какому ВУЗу должны относиться эти самые студенты :)
В-пятых, общее отношение. Пятничная группа была очаровательна. Мы всех любили, нас все любили, и был мир и покой. Группы, которые попадались по четвергам, были самые разные. Меня несколько напрягали юноши, которые на слова "наше занятие окончено" отвечали "Слава Богу!". Возможно, они думали, что я их не слышу. Но тогда зачем они так близко ко мне стояли? Расстраивали люди с жевачкой (особенно понравился кавалер, которого я встретила потом на балу с той же жевачкой), с телефонами и любители "давайте целоваться, пока идёт рассказ про танец, всё равно не интересно". Одно из занятий было ужасно затянутым из-за массового галдежа. Я попыталась провести его без перерыва, но допустила роковую ошибку: перед тем как рассказать новый танец, сделала паузу длиннее 5 секунд. Этого времени группе хватило, чтобы разбежаться. Ощутила себя наркоманом, которому доверили вольер с черепахами.
На балу с интересом узнала, что организатору, сделавшему одной из участниц танцкласса замечание, была выкачена встречная телега и выдана грамота "за грубость". Лично я на стороне замечания, ибо полностью с ним согласна.
В-шестых, "Зимний сон". Наша самая большая головная боль внезапно прошла довольно легко. Первые несколько попыток пояснять, кто куда и как правильно идёт, провалились, поэтому я на это забила и просто стала диктовать фигуры, иногда останавливаясь. Через шесть прогонов у меня отвалился язык, а в колоннах стало происходить нечто, похожее на нужный контраданс. Дальше мы поставили музыку на 85% скорости и наблюдали со стороны.
Вообще, с этим танцем было очень сложно. Поставить его в начале плохо - а вдруг мы не успеем что-то другое? Поставить в конце - точно всё успеем, но у народа кончается мозг. В общем, очень хотелось сделать отдельный мастер-класс по этому КД, но особого желания от танцоров не обнаружилось. Как-то расстроило.
Больше всех меня порадовали организаторы, ходившие на занятия: те, кто носил колонку, отмечал людей и пр. Для начала скажу, что они научились хорошо танцевать :) Ну и всячески помогали угоманивать народ, что тоже приятно :)
Вообще, опыт этих занятий оказался очень полезен. И для того чтобы жизнь танцмейстерская мёдом не казалась, и для улучшения навыка "взаимодействие с малознакомыми людьми". А то разбаловалась я со своей группой :)