Дюк де Ришелье: мифы и реальность

Jul 27, 2012 19:17

Автор статьи - Елена Захарова (Lady Rumina)

Написано специально для форума «В гостиной Ришелье» www.richelieu.forum24.ru

Автор не против переноса статьи на другие ресурсы, но просит ставить об этом в известность на мейл maeve2008@rambler.ru

К написанию этой статьи автора подтолкнул очень грустный факт, что общедоступной информации о жизни герцога де Ришелье - Дюка Одесского, генерал-губернатора Новороссийского и премьер-министра французского - как ни странно, существует крайне мало. Вследствие подобной ситуации его фигура неизбежно обросла рядом мифов, легенд и попросту баек. Некоторые из них вполне сродни той, которую однажды одесситы рассказали Марку Твену: про смерть всеми забытого и нищего Ришелье в Севастополе - и доверчивый писатель включил историю герцога в подобном виде в собственную книгу «Простаки за границей». При написании данной статьи автор опирается на биографию Э. де Варескьеля «Герцог де Ришелье», на «Дневник моего путешествия в Германию» авторства самого герцога, воспоминания его супруги и прочие источники, одно перечисление которых составило бы отдельную статью. Сам Варескьель при работе над своей книгой проштудировал в том числе и 40 ящиков архивов, касающихся герцога, которые с 1932 года находятся в фонде Ришелье в библиотеке Сорбонны - и которые до Варескьеля, как это ни удивительно, никто систематически не использовал. А между тем, эти документы проливают новый свет не только на жизнь Армана-Эмманюэля, но и на историю Реставрации до прихода Виллеля.
Миф:

Дюк Ришелье - уроженец Бордо.

Реальность:

Арман-Эмманюэль родился 24 сентября 1766 года в Париже, в доме маршала де Ришелье «Отель д’Антэн», на улице Нёв-Сен-Огюстен. В приходе Сен-Рок существует запись о его крещении, датированная 25 сентября 1766 года.

У герцога также был старший брат, Камилл, маркиз де Понкурле, который родился 27 февраля 1765 года и умер в июне 1767. После его смерти Арман-Эмманюэль, граф де Шинон, стал единственным наследником.

Факт, не уточнённый до конца:

Дюк Ришелье учился в коллеже Дю Плесси.

Реальность:

Обычно забывают добавить, что это - Сорбонна. Граф де Шинон учился там с 1774 по 1782 год. Ему было 15 лет, когда он вышел из коллежа.

Факт, не уточнённый до конца:

Причины странного брака с Розалией Рошешуар.

Реальность:

Абсолютно типичный брак в эту эпоху. Союзы заключались семьями без участия в переговорах детей, при этом дети зачастую находились в очень юном возрасте и сразу после заключения брака оказывались кто в монастыре, кто в отъезде за границу на несколько лет. Организацией брака графа де Шинона занимался глава семьи - маршал де Ришелье, руководствовавшийся запретом кардинала заключать союзы с семьями, которые не являются достаточно знатными. В отношении этого союза маршал всё продумал до мелочей. Состояние Ришелье было всё ещё огромно, но обременено невероятными долгами, на которые никто не обращал внимания и которыми до Армана-Эмманюэля никто всерьёз не занимался. Долги только накапливались - мужчины рода Ришелье любили швырять деньги на ветер. В этом плане приданое богатой невесты выглядело значительно надёжнее. Огромное значение имело положение семьи Рошешуар в обществе и тот факт, что бабушка кардинала была из рода Рошешуаров. У маршала, по всей видимости, существовала идея фикс о появлении в семье нового кардинала: даже женившись в третий раз в возрасте 84 лет, он мечтал о рождении сына, которого смог бы сделать кардиналом - более талантливого, нежели его нелюбимый сын герцог де Фронсак (отец Дюка). За неимением такового все надежды на возрождение славы семьи были возложены на плечи Армана-Эмманюэля, любимого внука, чьи таланты маршала приводили в восторг, а отсутствие семейных пороков - скорее разочаровывало.

Миф:

Сразу же после заключения брака Арман-Эмманюэль уехал за границу.

Реальность:

Брачный договор будущих супругов был подписан королём в Версале 14 апреля 1782 года. Религиозная церемония имела место в субботу 4 мая в салонах и часовне отеля д’Антэн. После неё новоиспечённая супруга Аделаида-Розалия благоразумно вернулась к родителям на улицу Гренель. Арман-Эмманюэль уехал лишь в августе, спустя 4 месяца.

Подробности заграничного вояжа:

Зарубежные поездки тогда были в большой моде, и молодые французы обычно использовали их, чтобы всласть понасмехаться и поострить насчёт других стран и обычаев, а также шокировать окружающих своим невероятным самомнением. Для графа де Шинона же они являлись источником новых знаний, он продолжал самообразование, посещая государственных деятелей, литераторов и др. В 15 лет Арман-Эмманюэль производил сногсшибательное впечатление на окружающих. Куда он ни прибывал - повсюду вызывал восхищение. По отзыву аббата Годена, жители Бордо, негативно настроенные к маршалу и его роскошествам, были поражены, что 15-летний юноша ведёт себя как 40-летний мужчина, мудрый, образованный и добродетельный, свободно владеет иностранными языками и с лёгкостью беседует о войне и торговле. Опыт бесед с иностранными торговцами, имевший место в Бордо, впоследствии очень пригодится Арману-Эмманюэлю на службе в России. В Женеве он берёт уроки итальянского языка. Во Флоренции он встречает последнего принца Стюарта, в Риме общается с королём Швеции Гюставом III, который жил ранее в Париже под именем графа Гаагского, и с кардиналом Берни. Особого внимания заслуживает тот факт, что в Италии Арман-Эмманюэль был представлен австрийскому императору Иосифу II. Тот ненавидел французов за их высокомерие и бахвальство, однако, воспитанность и образованность юного графа де Шинона высоко оценил и с большим удовольствием общался с ним и в Италии, и в Вене. Позже Ришелье в своём «Дневнике» оставит весьма подробный портрет  императора Иосифа и критическую оценку его государственной деятельности - ранг собеседника никогда не затмевал холодный разум герцога. Арман-Эмманюэль уже с молодости проявлял те черты, которые характеризуют будущего государственного деятеля: политическую осторожность, прагматизм, уважение к различиям и особенностям других стран и наций. В Вене граф де Шинон был принят в лучшем обществе: у принца де Линя, принца Кауница, маршала Ласси и др. Все поражались, что молодой француз столь скромен, чист, сдержан и уравновешен, что совершенно не соответствовало его 15-летнему возрасту - примеров такого поведения французы ранее не давали никогда. Венское общество герцог всегда будет любить более всех других за гостеприимство и любезность, и предпочитать разнузданности Парижа. Почтенное общество и холодно-нравоучительный тон немцев согласовывались с его характером. А вот встреча в Берлине с Фридрихом Великим, семидесятидвухлетним, глухим и презрительно считающим маршала «маркизом комедии» (о чём сам маршал никогда не узнает), пройдёт не так гладко.

Факт, не уточнённый до конца:

Количество языков, которым владел этот полиглот.

Реальность:

Два мёртвых - латынь и древнегреческий. Живые (кроме, разумеется, французского): немецкий, английский, испанский, итальянский, позже русский и немного турецкий. Граф де Ланжерон отмечал в своих мемуарах  лёгкость, с которой Ришелье овладевал языками. Этой лёгкостью он был обязан своей отличной памяти и трудолюбию - она служила для него прекрасным средством познавать мир, и везде он был замечательно принят.

Миф:

Дюк обладал скромной внешностью, которая не привлекала внимания женщин.

Реальность:

Все, кто знал в молодости маршала де Ришелье - величайшего развратника и сердцееда своей эпохи - поражались внешнему сходству внука с ним. Причём с той лестной разницей, что маршал роста был среднего, а в конце жизни вообще влез на огромные каблуки - Дюка же в свидетельствах из самых разных стран описывают высоким. По мнению Ланжерона, молодой граф де Шинон был стройным, с изящной фигурой, с приятным лицом, главным украшением которого являлись огромные чёрные глаза, полные огня и придававшие его лицу выражение одновременно одухотворённое и пикантное. Цвет его кожи был очень смуглым, волосы вились естественными кудрями, они были очень чёрными и поседели рано. Принц де Линь отмечает восхитительную красоту и идеальную мягкость. Позже своё поздравление с успехом и наградами за сражение при Измаиле он адресует «самому храброму и самому красивому из волонтёров». И отметит, что Ришелье был создан из того материала, чтобы нравиться дамам.

Арман-Эмманюэль узнаёт правду о своей супруге:

Воспоминание о мадемуазель де Рошешуар не оставляло графа де Шинона в течение двух лет его поездки. В замке Вережан мадам де ла Бутельер заметила, что Арман-Эмманюэль во время ужина достал из кармана портрет «своей красивой молодой жены», положил на колени и украдкой с восхищением разглядывал.

Мадам де Буань со слов своего отца описала встречу Армана-Эмманюэля с супругой после его возвращения из-за границы. Быть может, она излишне драматизировала эту историю, но в некоторых деталях определённо точна. По её словам, всё происходило у подножия лестницы Отеля д’Антэн.

«Старый маршал и герцог де Фронсак поставили между собой маленькое, горбатое спереди и сзади, чудовище всего 4-х футов роста, которое они представили графу де Шинон как подругу его жизни. Он отступил на три пары ступеней и упал без сознания на лестнице. Его отнесли в его комнаты. Он сказался слишком больным, чтобы появиться в салоне, написал родственникам о своей твердой решимости никогда не реализовывать до конца этот брак, к которому испытывал жестокое отвращение, уже ночью потребовал почтовых лошадей, и они отвезли отчаявшегося человека по дороге в Германию...»

Все описания герцогини, которые дошли до нас, согласуются. Мадам де Ла Тур дю Пэн утверждает, что Розалия окончательно стала горбатой в 14 лет, когда полностью сформировалась. Граф Леон де Рошешуар отнюдь не щадит свою родственницу, описывая её «горбатой спереди и сзади, горбатой как Полишинель, с огромным носом, огромными руками и очень маленького роста». Менее жестокий граф де Сен-При говорит о том же. По его словам, граф де Шинон нашёл её в таком состоянии, что замаскировать её внешность было невозможно. Любое искусство оказалось бессильно перед такой немилостью природы. Эта трагедия будет длиться всю жизнь Дюка де Ришелье. 3 мая 1814 года, увидев герцогиню де Ришелье в Елисейском дворце, поражённый Александр I писал одному из своих адъютантов: «Я теперь понимаю поведение герцога де Ришелье по отношению к его жене. Ах! мой дорогой, она уродлива и ужасна. Я ему верю, что у неё много душевности и замечательных качеств, но в возрасте двадцати лет нужно было нечеловеческое мужество, чтобы видеть подобное уродство.»

При этом мадам де Ла Тур дю Пэн отмечает её талант музыкантши, ангельский голос, разностороннее образование, восхитительный характер и высокий дух. Романтичная натура, Аделаида-Розалия испытывала к мужу глубокую и искреннюю привязанность, которая в конце её жизни станет чем-то вроде тайно почитаемого культа. Он же большую часть своей жизни прожил вдалеке от неё.

Продолжение следует…

(и следует нескоро в связи с огромным объёмом изучаемого материала) )))

Дюк, Ришелье, история, книги, статьи

Previous post Next post
Up