...Никто не хочет, чтобы вы росли
Это может показаться неожиданным, но работодатели и заказчики не озабочены вашим ростом. Они не закладывают его в бизнес-план и не готовы за него платить.
Сотрудник обычного предприятия - часть системы с определенной ролью. Фирме нужно реализовать функцию «продажи» - нанимают менеджера по продажам. Пока он продает и выполняет план, компания не имеет к нему претензий. Никто не ожидает, что через год он станет руководителем отдела. Этого нет в бизнес-плане. Для интереса ему могут добавить бонус за перевыполнение плана, но если нет - ничего страшного.
Чтобы расти на таком предприятии, сотрудник должен сам искать себе приключения: влезать в новые проекты, записываться на курсы, делать подпольные прототипы, приходить к директору с идеями. И все это - самостоятельно, преодолевая колоссальное сопротивление бюрократической машины.
Когда человек любит свое дело и быстро развивается, скоро он перерастает свою должность и решает двигаться дальше. И если компания не готова его повысить, он уходит, оставляя после себя вакансию. Компании этого не любят. Гораздо спокойнее, когда сотрудник много лет сидит в своей должности и выполняет план.
Это в равной степени касается и просвещенных творческих фирм: дизайн-студий, архитектурных бюро, инженеров, программистов, рекламщиков. Никто не хочет нанимать дизайнера, заранее зная, что через пять лет он уйдет открывать собственное бюро. Поэтому творческих людей заманивают в компании страховками, иксбоксами и печеньками. И это работает: для многих знакомых мне дизайнеров печенье и приставка в офисе важнее интересных задач и профессионального роста. Передаю вам привет, парни!
Когда в описании вакансии фигурируют «печеньки»,
я напрягаюсь: неужели больше нечем привлечь?
Обучать и развивать сотрудников дорого. Поэтому встраивать обучение в бизнес могут только зажиточные компании. Они открывают специальные отделы, которые организуют и оплачивают обучение сотрудников. Но с оговорками:
- Один крупный московский интегратор оплатит половину стоимости ваших курсов, но при увольнении удержит с вас сумму оплаченных курсов за последний год. Чтобы не повадно было учиться за счет компании и тут же увольняться.
Если вы фрилансер, клиенты тоже не в восторге от вашего стремления к росту. Они выбрали вас неслучайно: им подходит ваша цена и качество. Никто не хочет однажды позвонить своему дизайнеру и узнать, что теперь работа стоит дороже, потому что стала лучше. Клиенту не нужно лучше - его устраивало то, как было. И платить больше он не готов. Хотя, казалось бы, кто еще, если не он, заинтересован в вашем росте?
Особенно ваши друзья и коллеги
Парадоксально еще и то, что ближайшее окружение тоже не заинтересовано в вашем росте. Наоборот, вашим друзья и коллегам удобнее, чтобы вы не отличались от них и были «в стае». Вот как это работает.
Со времен школы мы постоянно в окружении одноклассников, однокурсников, коллег и клиентов. Окружение мощно влияет на поведение. Если в институте все одногруппники курят на крылечке, нужно иметь стальной характер, чтобы не закурить. Неэффективная группа продажников не хочет, чтобы среди них появилась «звезда» (об этом писал Прохоров
в книге «Русская модель управления»).
Окружение влияет не только на поведение, но и на мировоззрение. Если все, кого ты знаешь, работают в офисе за 30 тысяч рублей, покупают айфоны в кредит и ходят в клубы по пятницам, тебе будет казаться, что это нормально и так положено. Ты не задаешь вопросов, не ищешь новое место работы, но зато идешь в пятницу вечером в клуб и стоишь в огромной очереди.
И наоборот: когда ты крутишься среди предпринимателей-миллионеров, начинаешь думать об уходе с работы в собственный бизнес. Неважно, правильное это решение или нет: человек видит предпринимателей - человек хочет стать предпринимателем. Даже если он не готов к такой работе и ему нечего предпринимать, он все равно хочет.
Когда вокруг все ходят на курсы и в спортзал, то самому уже стыдно не ходить. Когда после работы коллеги по традиции сидят в баре, трудно не поддаться соблазну. Если программист за соседним столом закрывает свои задачи чуть быстрее, чем ты, хочется его как минимум догнать.
Окружение может как тормозить, так и стимулировать профессиональный рост. Какими людьми себя окружить - это ваша ответственность. Надеюсь, ваше окружение не тянет вас в болото.
Никому не нравятся ваши методы
Когда вы становитесь хотя бы на полголовы выше коллег, ваши новые методы и приемы начинают вызывать у них боль. Вы видите чужие ошибки, не пропускаете плохую работу, становитесь более въедливым и требовательным, более принципиальным с клиентом, тратите на задачи больше времени. Это мешает всем, и все хотят вернуть вас в комфортные им рамки.
Я, например, пришел к тому, что не могу браться за проект, в котором буду только писать текст. Если я работаю над сайтом, то должен управлять дизайном и контролировать разработку; если делаем видеоролик, то я не только пишу сценарий, но и проверяю монтаж. Я понял, что для меня это единственный способ выпускать хороший продукт. Такой у меня принцип.
Клиент редко соглашается с этим принципом. Ему удобнее, чтобы писатель написал, дизайнер нарисовал, технолог собрал страницу - и все, публикуем. На переделки нет времени и денег. Клиенту неудобно и невыгодно доверять мне доработку продукта. Он хочет только текст.
Если бы я делал работу только для заказчика, я бы успокоил себя тем, что, мол, ему так захотелось. Плевать на принципы, ведь заказчик платит, и нужно делать так, как он говорит.
- Так работают средненькие дизайн-студии: рисуют макет, клиент его не принимает, и через еще несколько непринятых макетов начинает управлять дизайнерами в ручном режиме: «Сделайте логотип побольше, телефон крупнее, а вот тут кнопку более выпуклой». Дизайнеры сначала сопротивляются, но потом теряют волю к борьбе и делают все по указке. На выходе - позорная работа, которую клиент принимает, потому что сам же, фактически, ее и сделал.
- Хорошая студия в этой ситуации докапывается до истины. Почему клиент захотел сделать именно такой дизайн? Может быть, он переживает, что новый дизайн не будет продавать? Или у него было свое представление о решении, и он не готов от него отказаться? Профессионализм дизайнера не в том, чтобы нарисовать красивые картинки, а в том, чтобы вникать в проблемы клиента и уметь их решать. Построению отношений с клиентом в бюро посвящена огромная серия советов.
Слепо следовать капризам клиента, жить по логике «кто платит - тот и заказывает музыку» - это путь середнячка. Путь мастера -
никогда не предавать собственные принципы. Какой из путей выбрать - личное дело каждого.
Середнячок - это ок
Строго говоря, у мира к нам небольшие запросы.
Для успеха не нужен перфекционизм. Можно средне работать, средне зарабатывать средне жить, и ничего страшного.
Средненькие дизайн-студии делают средненькие сайты, которые генерируют средненькие продажи. Простой российский менеджер обслуживает эти продажи с десяти до восьми за 30 тысяч в месяц. В обед он идет в простую российскую столовую, чтобы пообедать простыми российскими блюдами. Вечером - домой в Марьино, а там куда ни посмотри - панельные дома со средненьким жильем.
И ничего, трагедии нет. Простой российский менеджер каждый год ездит отдыхать на море, радуется жизни с детьми, собирает фотоальбом, покупает иномарку в кредит, делает ремонт. Это тоже жизнь: неприметная в масштабах человечества, но жизнь.
Средненький сайт заменят при редизайне, компания закроется в очередной кризис, а средний менеджер выйдет на пенсию; квартира перейдет по наследству, и в ней сделают новый ремонт; фотоальбом потеряют при переезде, иномарку продадут. Там, где раньше была одна среднестатистическая семья, через 50 лет будет другая, такая же. И нет в этом ничего страшного, так устроен мир.
Карьера - не главное
Стать мастером в своем деле - хорошее решение, но не единственное возможное. Помимо работы в жизни полно других вещей: здоровье, любовь и семья, дети, родители, благотворительность, спорт, путешествия, искусство, религия, поиски лекарства от рака, помощь пострадавшим в Крымске, гитара, рыбалка, медитация, саморазвитие, поэзия, театр, дача, грибы, каток, велопрогулки и огромные сказочные закаты в экзотических странах.
Если быть средним в работе, на все это вполне хватит времени. Жизнь длинная. Карьера - это лишь часть жизни.
Вы в ответе только перед собой
Поэтому, если по-честному, быть или не быть мастером своего дела - это личный выбор каждого. Стать мастером - лишь один из способов прожить свою жизнь. И это не дело случая, а вопрос личного выбора.
Не нужно обманывать себя, мол, у меня не получилось стать великим мастером: востребованным дизайнером, архитектором с мировым именем, большим предпринимателем или нобелевским лауреатом. Нет ни единой причины, по которой у кого-либо это должно получиться.
Напротив. Посмотрите по сторонам. Мир не хочет, чтобы вы стали мастером. Он хочет, чтобы вы были средним, конформным, обычным. Для этого созданы все условия, от плана продаж до печенья на офисной кухне; от очереди в клуб до кредита на иномарку. В мире все сделано для того, чтобы вы были средним. Стать крутым у вас никогда не получится.
Вы можете захотеть стать таковым, и тогда все придется делать самим и ради себя. Самим ставить цель и двигаться к ней. Самим искать средства и справляться с трудностями, находить ориентиры, бодаться с клиентами и проводить бессонные ночи за компьютером. Самим и ради себя. Больше не для кого.
Кто-то вам поможет, но вы должны сами напроситься: вас возьмут на стажировку или пригласят учиться; дадут более ответственное задание; помогут найти цель и ориентиры. Все это произойдет, если начать спрашивать; если есть моторчик, который не может не крутиться.
В моем возрасте Стив Джобс и Билл Гейтс уже были владельцами огромных компаний, Моррисон и Хендрикс - легендарным музыкантами; Артемий Лебедев уже создал свою студию дизайна. У нас с ними было одинаково лет, дней, часов и минут, чтобы стать теми, кем мы стали.
У НАС С НИМИ БЫЛО ОДИНАКОВО ЛЕТ, ДНЕЙ, ЧАСОВ И МИНУТ
Я выбрал стать редактором. Они выбрали стать владельцами компаний, большими музыкантами и дизайнерами. Для этого они преодолели колоссальное сопротивление мира, чем-то пожертвовали, чего-то недополучили, когда-то им было тяжело и некомфортно. Они бы не справились, если бы делали это ради кого-то другого. Они делали это ради себя. Стать мастерами был их личный выбор.
МАКСИМ ИЛЬЯХОВ
Редактор Мегаплана и Бюро Горбунова